Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Про якутских шаманок-удаганок.

Н. А. Оросина в статье "ОБРАЗЫ УДАГАНОК В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ (по материалам олонхо таттинской локальной традиции)" говорит, что в якутском героическом эпосе олонхо одно из центральных мест занимают удаган, удаганки (женщины-шаманки). И вот что интересно. Как отмечал П. А. Ойунский, в героическую эпоху (олонхо) шаманский культ  «... всецело находится в руках женщины на всех трёх мирах. В этой эпохе нет знаменитых ни одного шамана мужчины» [1]. По мнению И. В. Пухова, « в олонхо люди айыы не знают шаманов-мужчин, а только шаманок, причём почти каждая женщина является как бы потенциальной шаманкой». Он отмечал, что присутствие шаманок в олонхо — это архаическая черта жанра, восходящая к временам матриархата [2].

Также нужно отметить, что удаганки, по велению верховных божеств, спускаются в средний мир с целью стать родословницами племени «ураангхай саха».

Любопытны отношения удаганок с мужчинами-героями. "Во-первых, они выступают как помощницы и советницы богатыря айыы, оказывая ему помощь в битве с противником, благословляя героя на подвиги, давая ценные советы и предсказывая его судьбу. Во-вторых, они являются проводницами связи между героем-богатырём и верхними божествами. В-третьих, они исцеляют богатыря и осквернённых людей айыы. В-четвёртых,они предсказывают будущее и указывают героям олонхо их суженых".

И особый интерес представляют упоминания сражений удаганок с мужчинами. "В олонхо «Богатырь Ого Нюргун» удаганка Намыын Нюргустай вступает в бой с противником вместо брата [Богатырь Ого Нюргун: Архив ЯНЦ СО РАН]". Это свидетельствует в пользу той концепции, согласно которой поляницы, во-первых, были духовными богатырями [3], а, во-вторых, их битвы с богатырями были чисто духовного свойства.

Удаганки помогают в битве двум противникам – богатырям племён айыы и абаасы. "Здесь нужно выделить удаганок Айыы Умсуур [Нюргун Боотур Стремительный] и Атыыр Умсуур [Тойон Нюргун], выступающих в обоих олонхо старшими сёстрами героев, богатырей Нюргунов. В этих олонхо отмечается мотив состязаний сестёр-удаганок, прибывающих на помощь своим братьям. Битва с участием удаганок усиливает сюжетную кульминацию эпического сказания, делая её более напряжённой и захватывающей. Сёстры богатырей абаасы Ытык Хахайдаан [Нюргун Боотур Стремительный] и Дьэгэримэ Куо [Тойон Нюргун] по зову братьев также прибывают на место битвы соперников. Как правило, они сталкиваются там с сёстрами-удаганками богатырей айыы, но, уступая им в могуществе и волшебстве, оказываются бессильны. Когда противница повреждает бубен, брат удаганки абаасы падает в Огненное море и погибает. Оказавшись побеждёнными, удаганка абаасы и её брат обещают воскреснуть, чтобы отомстить, когда подрастут дети богатыря айыы".

Собственно, мы видим здесь две параллельные битвы: мужчины двух племён сражаются друг с другом на физическом плане, а их сёстры-удаганки поддерживают богатырей на духовном плане, и также вступают в битву друг с другом.

тунгусская шаманка
----------------------------------------------------------------------------
[1] Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо): её сюжет и содержание // Ойунский П. А. Соч.: в 7 т. Т. 7 / сост. Г. Г. Окороков. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1962. С. 136.
[2] Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. C. 133.
[3] Можно провести параллель между поляницами и каликами перехожими, которые отнюдь не отличались физической силой. Тем не менее, в русском эпосе присутствуют Калика-богатырь, побивающий «силушку», которой «сметы нет», «сильный могучий Иванища», а также «калика перехожая переброжая», с которым не решается вступить в поединок сам легендарный русский богатырь Илья Муромец. В Толковом словаре Владимира Даля "калика" определяется как "паломник, странник, богатырь во смирении, в убожестве, в богоугодных делах... Калика перехожий - странствующий, нищенствующий богатырь".

Tags: шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “шаманизм” Tag

  • Шаманка эпохи мезолита в ритуальном одеянии.

    На Южном Оленьем острове, который расположен на Онежском озере, в 6250–6000 годах до н. э. хоронили тела умерших людей. На реконструкции…

  • О шаманском травестизме.

    В продолжение записей «Мягкие люди» чукотского шаманизма и Символика длинных одежд. Теме трансвестизма или травестизма, как…

  • Свято место пусто не бывает.

    Любопытно расположение женщины-шаманки между рогами оленя. Это напоминает трипольские фигурки женщин, сидящих на креслах в виде рогов быка.…

  • О каталепсии.

    "Катале́псия (от др.-греч. κατάληψις — схватывание, удерживание) — часто называемая в…

  • О трёхпудовом одеянии сильного шамана.

    Возвращаясь к архисложной теме о смысле жертвоприношений. В целительных практиках шаманизма отчётливо виден аспект самопожертвования. В чём он…

  • Как шаманство проясняет суть христианства.

    Подсмотрел у Софьи Красниковой: "Антрополог Эва Ваничкова, сотрудник Моравского краевого музея, как-то сказала про сравнение палеолита и…

  • О духах Матери Земли.

    olly_ru в записи Загадочные норы смерти сообщает про т. наз. норы Валумбе в Уганде на холме Танда. Имеется более 200 странных очень…

  • Эгалитарность и шаманизм.

    Ну вот и пришло к нам летнее пекло. Липецкую область, где я живу, достал раскалённый "язык" из туркменских пустынь. В ближайшие 6 дней…

  • К вопросу о скипетрах.

    Очевидно, скипетры изначально являлись инсигниями духовной власти. Скипетры, как инсигнии военно-аристкратической власти, вторичны. По крайней…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments