Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Хозяйка лабиринта.

Мифическая страна Похьёла находится где-то на Севере, в безымянном заливе. Само слово «Похьёла» (Pohjola, в вариантах Pohjo, Pohja, Pohjoni, Pohjani) означает «север, северный край». Наиболее распространённым способом попадания в Похьёлу является преодоление водной преграды. В некоторых вариантах Похьёла отождествляется с островом, на который выбирается Вяйнямёйнен после скитания по водам: «На остров средь моря, На сушу безлесую» [1]. На соотнесённость Похьёлы с островом часто указывает и определение собаки как собаки острова, которая своим лаем оповещает о прибытии путника, например: «Залаяла острова собака, Острова пёс загавкал». Соотнесение Похьёлы, имеющей признаки потустороннего мира, с островом может основываться на представлениях о локализации иного мира на куске суши за водной преградой, что отразилось в древнем обычае карелов устраивать места захоронений на островах (Из статьи Марии Владимировны Кундозеровой "Образ мифической страны Похьёлы  в карельских эпических рунах").

Это, конечно, глупо - искать потусторонний мир на физической карте мира, но, тем не менее, описание Похьёлы напоминает мне Соловецкие острова с их лабиринтами. Да и вообще лабиринты, как правило, расположены либо в морском заливе, либо на острове.

карта расположения античных лабиринтов на Русском Севере

Сама конструкция лабиринтов имеет типологическое сходство со спиралями, которые находят в неолитических мегалитических могильниках.

спираль 1

Прорисовка

прорисовка 2

Так что связь лабиринтов с потусторонним миром вполне очевидна.

Ну ладно, пойдём далее. "Несмотря на то, что Похьёла в рунах упоминается как деревня, в орбиту повествования входит всего лишь один дом / двор с домом, хозяйственными постройками и полями, принадлежащими хозяйке Похьёлы. Это маленькая избушка (pieni pirttini)", - пишет М. В. Кундозерова. - "В текстах наличествует традиционная для карельских рун формулировка, согласно которой путники попадают в дом «без дверей, без окон» (pirttih on ovettomah, ilman ikkunattomaha — SKVR I1 78: 43–44), из которого никто не возвращается: «Многие туда ушли, Но никто не вернулся». Иное измерение, из которого нельзя вернуться, эквивалентно миру мёртвых. Связь избушки «без окон, без дверей» с потусторонним миром, царством мёртвых прослеживается и в русской сказочной традиции, где герой на своём пути в иное царство сталкивается с избушкой на курьих ножках, «без окон, без дверей»".

Итак, хозяйкой Похьёлы является Баба Яга.

ioy4hGiSEMo

А её "избушка на курьих ножках" - это вовсе не избушка, а гроб, как это показал В. В. Пропп в "Исторических корнях волшебной сказки". Впрочем, не обычный гроб, а шаманский гроб-арангас.

арангас

М. В. Кундозерова говорит, что "образ хозяйки Похьёлы уходит корнями в период матриархата, когда главенствующее положение в роду занимали женщины". Может быть, но я считаю, что этот образ восходит к шаманкам матриархата. В записи "Про якутских шаманок-удаганок" мы видели, что, согласно эпосу олонхо, вначале были шаманки, а не шаманы. Я думаю, что это надо иметь в виду, когда мы понять образ хозяйки Похьёлы (Бабы Яги). Впрочем, Кундозерова верно замечает: "Черты внешнего облика (смолистые когти, большой нос), равно как и её способность к перевоплощению в птичий облик, указывают на связь её образа с животным, а точнее орнитоморфным миром, и институтом шаманизма (сравни: представления о птице-помощнике, в которую может при необходимости перевоплощаться шаман [Turunen: 315]).
---------------------------------------------------------------------------
[1] Безлесость, равно как и безымянность, является признаком потусторонности упоминаемого локуса.
Tags: Баба-Яга, лабиринт, финно-угры, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “лабиринт” Tag

  • О строителях лабиринтов на севере Европы.

    Есть идея отождествить строителей лабиринтов на севере Европы с носителями таинственной культуры ямочной керамики. Эта культура считается культурой…

  • Интересное сходство.

    Кабаны и птицы на щитах участников "троянских игр". Кабан и птицы на одной из стел Гёбекли-Тепе. Может, чисто случайное совпадение,…

  • "Нить Ариадны" и лабиринт.

    Как известно, "нить Ариадны" помогла Тесею найти выход из Лабиринта, а юноши и девушки, обречённые в жертву чудовищу и спасённые Тесеем,…

  • В лабиринтах не ходили, а ползали?

    Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев: "На месте [их] собрания находилась…

  • заметка

    Совмещение мотива «хоровода» и «змеиного» орнамента в Кукутени-Трипольской керамике. И лабиринт тут тоже просматривается.…

  • У истоков творчества.

    В пещерах Франко-Кантабрии часто встречаются рисунки из кривых линий, которые покрывают стены пещер иногда на очень значительной площади. Так, на…

  • Дарамулуне и Минотавр.

    Владимир Кабо в своей монографии "Круг и крест" пишет: "В Новом Южном Уэльсе обряды посвящения бора связывались с представлением о…

  • О лабиринте.

    Прочитал на форуме "Новый Геродот" ветку дискуссии о функциональном предназначении древних лабиринтов и законспектировал самое главное.…

  • Немного о культуре воронковидных кубков.

    Любопытный факт: в культуре воронковидных кубков в погребения кроме керамической посуды (наверное, вместе с пищей), помещали также различные изделия…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments