Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Маргиана и сома.

Продолжаю "раскопки" моей любимой Маргианы. Я там в армии служил, и в "самоволку" ходил на раскопки городища Ниса близ селения Багир. Не скажу, что прям именно тогда во мне зародился интерес к древней истории, но, конечно, после этого появились в голове размышления: а кто здесь жил, когда туркменов в этих местах и в помине не было?

Казим Абдуллаев в своей монографии "Культ хаомы в древней Центральной Азии. Международный Институт центральноазиатских исследований, - Самарканд, 2009) рассказывает про ираноязычное племя саков-хаомаварга, «варящих хаому», населявших долину реки Мургаб.

mosika_901_00001

расселение сакских племён

Вообще, саки считаются потомками носителей андроновского комплекса культур. Нас интересует южный, алакульский, компонент этих культур, территория, на которой проживали Тянь-Шанские саки.

mosika_901_00002

Во-первых нужно сказать, что "Тянь-Шанские саки демонстрируют высокий процент родословной от степных скотоводов позднего Бронзового века (70%), охотников-собирателей юга Сибири (25%) и 5% от источника, связанного с неолитическим населением Ирана (это говорит о том, что кочевники южной степи взаимодействовали с цивилизацией, известной как Бактрийско-Маргианский археологический комплекс)" (Источник). Это очень важно, потому что речь будет идти о раскопках на территории БМАК, Тоголок-1, Тоголок 21 и городище Гонур в низовьях древнего русла Мургаба (Туркменистан), в юго-восточной части Каракумов.

В Тоголок-1 были вкопаны сосуды, от которых на пол спускались желобки (рис. 5). Всё это затем было обмазано толстым слоем гипса, чтобы предотвратить проникновение в землю какой-то жидкости, стекавшей по желобкам. По предположению В.И. Сарианиди, эта конструкция предназначалась для изготовления хаомы, которую использовали во время культовых церемоний.

mosika_901_00001

Тоголок-21. К югу от Гонура было раскопано монументальное здание храма со строгой и чёткой планировкой (рис. 6). При раскопках было найдено несколько особых, очень характерных помещений, в которых обнаружены «тщательно изготовленные глиняные чаны со вмазанными в их дно керамическими мисками. Стенки таких чанов сохранили внутри обмазку, которая, по всей видимости, препятствовала быстрому просачиванию жидкости. Такие же чаны с вмазанными мисками несколько лет назад уже были встречены в другом гонурском храме». «В этих чанах, по предположению палеоботаников, размокали травы, которые затем использовались для приготовления сомы-хаомы». «Огромные конической формы чаны были найдены во многих помещениях, глубоко зарытыми в пол, причём в некоторых из них, как, например, на дне чана из «крытого дворика», были обнаружены микроскопические веточки эфедры. Особый вид – эфедра-интермедиа до сих пор произрастает в предгорьях Копетдага, и можно полагать, что именно отсюда растение доставлялось в Юго-Восточные Каракумы в древности (Сарианиди В.И. Протозороастрийский храм в Маргиане и проблема возникновения зороастризма. ВДИ, 1989, №1, стр. 158).

mosika_901_00001

Теперь насчёт датировки. Упоминая близкую архитектурно-планировочную композицию «Винодельня 1» , которая прослеживается на памятнике эпохи бронзы в Северной Бактрии - храме городища Джаркутан, К. Абдуллаев говорит, что  время функционирования «винодельни 1» падает на период Джаркутан II (кузалинский этап Сапаллинской культуры – 1250-1150 до н.э.). Как видим, речь здесь идёт о временах гораздо более ранних, чем времена классических скифов и саков. Но, я думаю, если мы назовём их протоскифами, не ошибёмся.

Woman_of_Andronovian_culture
Одежда и украшения женщины андроновской культуры. XVII—XIII вв. до н. э. К. А. Акишева.

Здесь самый интригующий вопрос - является ли сома-хаома исключительно арийским ритуальным напитком, или арии позаимствовали сому у носителей более древней Маргианской цивилизации?

К. Абдуллаев приводит изображение амулета, который был найден на памятнике Гонур 1.


mosika_901_00001

Ну да, некоторое сходство имеется.

эфедра

Городище бронзового века Гонур-Депе датируется 2300 лет до н. э., то есть, в принципе, можно предположить, что их эфедры приготовлялся ритуальный напиток и в Маргиане [1].

Нашли в Гонуре и печать с изображением конопли,

mosika_901_00001

и печать с изображением мака.

mosika_901_00001

Конечно, всё здесь гадательно, как и в записи Наркотрафик эпохи неолита? Есть лишь предположения, и они как будто подтверждаются некоторыми археологическими находками. Но если о древних ариях мы твёрдо можем сказать, что они пили сому, то применительно к носителям культуры БМАК не всё так очевидно. Мы же не знаем, насколько тесно они взаимодействовали со степняками. Может, степняки-арии жили в их городах в своих "гетто", как евреи в средневековых городах Европы, производили там свою сому и сами употребляли её.

На основании того, что в Гонур-Депе были найдены древние артефакты, указывающие на эфедру, коноплю и мак, К. Абдуллаев делает вывод, что в приготовлении сомы участвовали все эти компоненты, ибо, как он говорит, "свойства данных растений дополняют или уравновешивают друг друга. Действие каннабиса («малого психоделика») усиливается действием второго галлюциногена – морфина, входящего в состав мака. Снотворный эффект, которым обладают они оба (особенно последний), снимается добавлением стимулятора – эфедры, которая обладает тонизирующим свойством и уменьшает их токсическое воздействие на организм. Напомним, что эфедра сама в определённых условиях приобретая свойства галлюциногена, в то же время служит антагонистом и противоядием при отравлениях наркотиками, особенно седативного свойства. Каннабис, при употреблении которого отмечается чувство голода, компенсируется воздействием мака, который чувство голода подавляет. Наполнители – ячменные зёрна и молоко, также утоляют чувство голода и выводят токсические вещества из организма. Создаётся впечатление, что маргианские маги во всех тонкостях изучили все свойства данных веществ и их суммарное воздействие на организм и свой состав готовили по сложному рецепту.

В свете всего вышесказанного выглядит логичным предположение, что они одновременно, в определённой пропорции использовались в приготовлении хаомы, а не одна эфедра, как принято традиционно считать в литературе, посвящённой хаоме. Находки эфедры, мака и конопли in situ на территории храмового хозяйства в помещениях для производства культового напитка, их следы на культовой посуде и другой утвари могут означать лишь одно: напиток, который здесь готовился, состоял из компонентов, суммарное воздействие которых было галлюциногенным и в то же время тонизирующим. Было ли одно из них основным, а два других использовались как добавки, или они были равнозначны? И главное – всегда ли хаома имела столь сложный состав, как тот, что готовился в храмах Маргианы в конце 2-го тысячелетия до нашей эры?"

Казим Абдуллаев приводит изображение на оссуарии из позднейшей Согдианы, на котором женщина толчёт в ступке мак, из чего он делает вывод, что сома-хаома  готовилась на основе мака.

mosika_901_00001

Но особенно любопытна другая замечательная находка, сделанная на раннесредневековом памятнике Коштепа в Южном Согде. Изделие, вероятно, предназначалось для воскурения разных ароматических трав, типа как жаровня. Но, в общем, это изделие с ручкой в виде осёдланного коня определено как «светильник».

mosika_901_00001

Эти кругленькие налепы сильно напоминают аналогичные налепы на статуэтках Убейдской культуры, о которых говорилось в записи Матриархальный "интернационал". Что это - случайное совпадение, или...?

--------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Эфедрин стимулирует дыхательный центр, углубляет дыхание, обладает антигипнотическими (пробуждающими) свойствами, повышает артериальное давление, повышает ударный объём сердца, создавая синдром гипердинамии, и повышает тонус периферических сосудов; расслабляет гладкую мускулатуру бронхов, стимулирует свёртывание крови и фибринолиз. Его действие сходно с эффектом адреналина; в отличие от последнего действие эфедрина развивается медленнее, но действует он дольше. Являясь антагонистом наркотиков, эфедрин нашёл применение при отравлениях этими веществами. После приёма внутрь начинает действовать через 15—30 минут, максимальный эффект достигается через 30—60 минут, продолжительность действия 3—4 часа.
Этот препарат относится к группе психостимуляторов. К этой группе относятся вещества, объединённые общим признаком – все они вызывают активизацию деятельности нервной системы, приводящую к сверхчувствительности и сверхвозбудимости. Часть препаратов этой группы, и в том числе эфедрин, имеет также способность искажать восприятие окружающего, поэтому близко граничит с галлюциногенами. Умеренные дозы стимуляторов вызывают краткий период сильной эйфории, повышение давления и частоты пульса, беспокойство и непоседливость («топтание»), резкое усиление сексуального влечения.
Tags: ИСС, Маргиана
Subscribe

Posts from This Сommunity “ИСС” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments