Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О похолодании около 6200 г. до н. э.

Прорыв приледникового озера Агассис в Атлантический океан около 6200 г. до н. э. привело к спуску в океан до 200 тысяч км3 холодной пресной воды менее чем за 100 лет, что вызвало огромные изменения климата всего Северного полушария. Наступило похолодание, которое держалось от 200 до 400 лет. По всему Северному Средиземноморью и вдоль Дуная многие стоянки собирателей были заброшены. На юге Пиренейского п-ова и Италии, в Северной Африке и на юге Ближнего Востока возникла засуха.

Как уже говорилось в Из древнейшей истории Египта. Бадарийская культура, "с 6000 по 5100 год до н. э., то есть в течение почти тысячи лет, можно видеть в долине Нила наступление новой засушливой фазы. Этот период истории можно назвать "тёмными веками", так как, по всей видимости, долина Нила почти обезлюдела, свидетельств деятельности людей в этот период очень мало. Некоторые специалисты по доистории говорили даже о пробеле в наших знаниях между концом палеолита и началом неолита, доходя до того, чтобы предполагать, что человек полностью оставил Долину и вернулся только около 5000 года до н. э."

Рисунок1
Разлив ледниковой воды из Северной Америки в Атлантику около 6200 г. до н. э. создал засушливые условия в некоторых частях Средиземноморья и более холодный и влажный климат — в Западной и Средней Европе.

При рассмотрении доисторических этапов жизнедеятельности человека надо иметь в виду, что эта жизнедеятельность во многом была обусловлена климатическими изменениями. Благоприятные периоды сменялись неблагоприятными, и это приводило к большим "подвижкам" человеческих популяций, к слому привычного социального порядка. Наверно, при этом люди голодали, лишённые привычных источников пропитания. И, естественно, при таких "форсмажорных" обстоятельствах страсти накалялись, борьба за скудные ресурсы могла закончиться и убийствами. "В озёрном краю Анатолии, в области центральных западных гор Тавра на четырёх поселениях были построены укрепления; одновременно с кризисом они были уничтожены огнём. Жертвы пожаров, которых некому было похоронить — лучшее свидетельство того, что эти поселения были уничтожены врагами. Во всех четырёх случаях после военных столкновений поселения были оставлены" (Цит. по: Джин Манко Д. Как заселялась Европа. От первых людей до викингов. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 105).

Конечно, следует учитывать все эти природные катаклизмы и вызываемые ими "напряги" в древних обществах, когда речь заходит об убийствах в эпохи неолита и мезолита. Без учёта этих "форсмажорных" обстоятельств может сложиться совершенно превратное представление об уровне агрессии в этих обществах.

Greenland_Gisp2_Temperature.svg
Реконструкция температуры по данным ледниковых кернов из Центральной Гренландии. Отчётливо видно событие 8,2 kiloyear event.

В 1974 году, при прокладке дороги в предместье Аммана, столицы Иордании, строители наткнулись на остатки древнего поселения. Археологи назвали его Айн-Газаль («Источник газели»), по имени близлежащей деревушки и датировали 7-8 тысячелетиями до нашей эры, определив как одно из древнейших мест осёдлого обитания человека. Айн-Газаль стал знаменит благодаря необычным антропоморфным статуям, найденным в ямах поблизости от зданий. Всего было обнаружено 32 фигуры.

1

2

статуя 1
Двухголовая статуя из Музея Иордании. Ок. 6500 до н.э.

Все статуи Айн-Газаля представляют собой человеческие фигуры или бюсты. Некоторые из них имеют по две головы, что уникально для докерамического неолита B (хотя подобные находки более позднего периода нередки). Полноростовые статуи имеют высоту около метра (90—104 см); бюсты — от 35 до 86 см. Все они находились под полом необитаемых помещений, в углублениях, созданных, по-видимому, специально для них, и, вероятно, во время погребения были в хорошем состоянии.

Все статуи созданы в одной технике: каркас из тростника, покрытый толстым слоем штукатурки. При большой высоте статуи имеют малую толщину — 5-10 см — то есть являются почти плоскими. Тем не менее, они, вероятно, могли стоять вертикально. У статуй непропорционально большие головы и удлинённые шеи; некоторые имеют по шесть пальцев на ногах и от четырёх до семи пальцев на руках. Половые органы отсутствуют; слегка намечены груди и ягодицы.

Черты лица своеобразны: очень маленькие носы, крошечные рты, огромные, широко посаженные глаза. Углублённые контуры глаз обводились смесью битума и древесного угля; нижние веки часто посыпались порошком зелёного диоптаза. Вероятно, статуи были полихромными: на многих из них, особенно из первого слоя, сохранились следы пигментов, в том числе красные и чёрные полосы, возможно, изображавшие элементы одежды. Не исключено также, что статуи имели настоящую одежду, волосы из камыша и различные украшения: всё это не сохранилось, но некоторые особенности отделки позволяют высказывать подобные предположения.

статуя 2
"Женщина" и "Ребёнок" из Айн-Газаля, ок. 7-8 тыс. до н.э. Иорданский музей, Амман.

Айн-Газаль был населён примерно с 7500 года до н.э. (более современная калиброванная датировка удревняет этот период до 8440 — 6500 лет до н. э.). Несколько сотен жителей обитали в отдельных домах из полевых камней, покрытых известковой штукатуркой и окрашенных красным пигментом. Через 300 лет приток новых жителей увеличил численность населения почти вдвое, до 1600 человек, и дома стали расширяться для многосемейного проживания. Они были прямоугольными, строились из сырцового кирпича и состояли из двух и более неодинаковых комнат. Стены снаружи обмазывали глиной, а изнутри - алебастром, которым покрывали и пол. В течение следующих 600 лет поселение продолжало расти, и к концу этого периода превратилось в город насчитывающий до 3000 жителей (больше, чем в Иерихоне в ту же эпоху). Однако около 6200 года до н.э. Айн-Газаль потерял 90 процентов своего населения и превратился в заброшенную деревушку. Предполагают, что это было связано с довольно резким общим похолоданием климата, которое продолжалось около 60 лет. При этом климат стал не только более холодным, но, главное, существенно более засушливым и оставался затем таким почти 300 лет и в Западной Азии, и в Месопотамии. Также после события 6200 года исчезла уникальная культура Хирокитии на Кипре, началось опустынивание Сахары, которая до этого была зелёной саванной... Чатал-Хююк и Иерихон, судя по всему, устояли.

Tags: Египет, Чатал-Хююк, архаический мир, похолодание
Subscribe

Posts from This Сommunity “Чатал-Хююк” Tag

  • Самые древние зеркала.

    Самые древние зеркала на Ближнем Востоке происходят из Чатал-Хююка и датируются примерно 6 000 лет до нашей эры. Эти зеркала представляют собой…

  • О культе быка в Чатал-Хююке.

    Читая статью Е.Г. Вырщикова " Культ быка в ку л ьтуре Чатал-Хююк", я обратил внимание на нижеследующее изображение.…

  • О "женской" символике святилищ Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что "в…

  • Бестиарий Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что…

  • О "дворцах" минойского Крита.

    Ю. В. Андреев в своей монографии "От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тыс. до н.…

  • Молочное родство.

    "Кровное родство в знаменитом поселении Чатал-Хююк, существовавшем 8,5 тысяч лет назад, играло второстепенную роль, считает Мацей Чиленски,…

  • Сивиллы и пифии.

    В недавней записи " О Дельфийском пророчестве" я, вступив в полемику с loreley10, искал аргументы в пользу той точки зрения,…

  • Культурная преемственность от Чатал-Хююка до Дельф.

    Из книги Моники Сьё и Барбары Мор " Великая космическая мать. Новое открытие религии Земли". Чатал-Хююк процветал между 6500 и 5650 гг. до…

  • О преимуществе духовного родства над биологическим.

    Д. Пирцио-Бироли говорит, что " матрилинейная система устанавливает преимущество духовного родства над биологическим". В данном отношении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments