
Эта глиняная табличка датируется примерно 3000 г. до н. э. Здесь представлены рисунки-символы, которые позднее развились в более абстрактное письмо — клинопись.
В данной связи можно примомнить и кипу инков, которое использовалось для передачи сообщений посыльными часки по специально проложенным имперским дорогам. Один из испанских хронистов Хосе де Акоста писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу» и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчёты с помощью узлов.

Значит, развитие письменности стимулирует патриархальное государство. Там, где не было государственности, письменность находилась в зачаточных формах. Я имею в виду тэртерийские таблички Старой Европы. Они датируются 5500 г. до н. э., но, в отличие от древнешумерских табличек, эти пиктограммы носили, скорее всего, исключительно религиозно-культовый характер.
Похожим образом развивалось и древнеегипетское письмо. Как известно, сначала оно было пиктографическим (рисуночным), а потом уже появилось идеографическое (смысловое) письмо. Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо.
Нельзя сказать, что письменность появляется лишь в государственный период; мы знаем примеры существования письменности и в протогосударственных обществах, например, на древнем Крите. Но государство использует письменность в своих интересах, упрощает и стандартизирует её, и способствует появлению сословия профессиональных писцов.

Государство использует писцов для записи текстов культурного содержания по остаточному принципу, в самую последнюю очередь; в основном писцы занимаются всякой бюрократической хренью. Львиная доля обнаруженных шумерских клинописных табличек являются хозяйственными документами.