Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

На краю света.

Приведу два абзаца из статьи А. В. Зорина "Между двух огней: индейцы денайна и русские мехопромышленники в конце XVlll века". Речь идёт об обитателях Кенайского полуострова Аляски, индейцах-атапасках, лесных охотниках и рыболовах. В последнее время взамен ранее принятого танайна в исторических и этнографических исследованиях они выступают под своим собственным именем - dena'ina. Русские называли их кенайцами.

i.webp1

"Живут в землянках имеющих стены, обитые досками; оконницы на верьху делаются из кишок и пузырей разных животных... из таких же землянок и бани их состоят... париться они отменные охотники... Жизнь их есть разбойническая, кто чаще, больше и удачнее украсть что успеет, тот через сие большую похвалу заслуживает. Жён помногу не имеют... напротив того, хорошие и проворные женщины держат по два и по три мужа... жизнь свою они ведут мало различную от скотской. В крови имеют удивительную горячесть, что можно ощущать, подойдя ко всякому из тамошних жителей, а особливо женщины кажутся пылающими. От природы хитры и предприимчивы; в обидах мстительны и злобны, хотя с виду кажутся и тихи... Народ вообще весёлого и беспечного свойства" [Шелихов Г. И. Российского купца Григорья Шелехова странствование в 1783 году из Охотска по Восточному океяну к Американским берегам. - СПб., 1791. С. 70-73].

В конце XVlll века денайна, как и прочие северные атапаски, вели жизнь полукочевых охотников и рыболовов, отличаясь большей зависимостью именно от рыболовного промысла, как речного, так и морского. В лесах их главной добычей были стада оленей-карибу, в реках - идущий на нерест лосось. Осенью и весной они покидали свои постоянные зимние селения и рассеивались мелкими группами по своим промысловым угодьям. Летом всё население перебиралось к местам промысла лосося, заготавливая его на зиму. Численность населения в каждом посёлке могла достигать 200 человек. Женщины действительно занимали в их обществе важное место, как то и отмечалось русскими первопроходцами. Именно они контролировали распределение припасов, устраивали браки своих дочерей. После свадьбы мужчины, даже если они были вождями, перебирались в дом своей жены. В племени существовало разделение на "лучших людей", qeshqa ("почётных мужиков", как именовали их русские), и "простолюдинов", os'qala. Знатные богачи qeshqa поддерживали свой престиж, усраивая праздненства с раздачей подарков, напоминавшие потлачи индейцев Северо-Западного побережья. Однако влияние их зависело не только от богатства и щедрости, но и от личных качеств, от способности вести за собой, умения сплотить людей для достижения общей цели. "Qeshqa были предприимчивыми личностями, которые внедряли технологические новшества в общество дена'йна... Эта группа людей обеспечивала кандидатов на роль старшин и шаманов", - отмечает А. А. Знаменский [Znamenski A. A. Shamanism and Christianity. Native Encounters with Russian Ortodox Missions in Siberia and Alaska. 1820-1917. - Westport. 1999. P. 17].
Tags: индейцы, меритократия, полиандрия, этнография
Subscribe

Posts from This Сommunity “индейцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments