Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Легендарная история Ирландии.

"Хорошо, славно было на Британских островах до потопа. Не о них ли тосковал в VIII веке до н. э. греческий поэт Гесиод, упоминавший Острова Блаженных — средоточие вечного счастья и весны где-то в Западном Океане? Дуплистые дубы. Горные водопады. Отсутствие змей. Умеренный климат. Удалённость от исхоженных античными мореходами трасс. Когда на Эрин (Западный остров) — так называли тогда Ирландию — прибыла откуда-то с востока некая Кессаир, или Кесар, с немногочисленными спутниками, они застали там примерно такую картину.

Кессаир была единственной дочерью прародителей человечества — Бита и Биррен. Спасаясь от неизвестного нам потопа, она вместе с ними, а также со своим мужем Финтаном, сыном Ларом и невесткой Бальмой села на корабль, и волны принесли её к острову Инисмор из группы Аран (у западных берегов Эрина), а затем к берегам Мунстера. Предание о Кессаир барды передавали глухими полунамёками. Видимо, им самим мало что было известно о ней. Можно, однако, допустить, что некоторые её черты перешли постепенно на волшебницу Моргану из цикла легенд о короле Артуре, а остров Аваллон, где он почил последним сном, — один из Островов Блаженных.

Бардическая традиция сообщает, что Кессаир недолго наслаждалась прелестями Зелёного Эрина: над островом повисла кровавого цвета Луна в пене облаков, облака эти затвердели и просыпались каменным дождём, потом море внезапно захлестнуло Ирландию, и все люди погибли, исчезли, не оставив никакого следа. То было первое, «допотопное» племя иров — народа, получившего своё имя по последнему слогу имени Кессаир. Каким-то чудом спасся один лишь Финтан, успевший превратиться в лосося, а после отступления воды — в ястреба и затем в разных земных животных и насекомых. Он-то и стал впоследствии первым в мире бардом, поведавшим в священной «Книге пчелы» последующим поколениям предысторию Ирландии и Британии.

После того как морские воды схлынули, обновлённой, похорошевшей Ирландией, восставшей из Хаоса, заинтересовались фоморы. Согласно сказаниям, фоморы явились откуда-то из Африки через Пиренейский полуостров, гоня перед собою стада овец, и обосновались на скалистом островке у северных берегов Ирландии, превратив его в неприступную крепость. По пути к Ирландии везде, где фоморы останавливались на отдых, они проводили досуг весьма своеобразно - либо сооружали каменные башни в пустынных местностях, либо громоздили мегалитические каменные столбы — кромлехи — из тридцатитонных глыб, высекая на них таинственные изображения. Этим «столпотворением» отмечен весь их путь.

Завершив устройство своего острова —  крепости Торинис воздвижением стеклянной башни, фоморы обратили внимание на свежевымытый морем Изумрудный Эрин. И увидели, что он весь был загромождён камнями, кроме одной долины. Фоморы дружно взялись за дело и их стараниями Ирландия получила ещё четыре пронзительно —  зелёных овечьих пастбища, а усеивавшие их обломки скал и камней превратились в аккуратные кромлехи, расставленные в самых нужных для колдовства местах. Во всех пяти долинах фоморы пасли овец и уже посматривали в сторону соседней земли — Альбиона, где работы для их великаньих рук было невпроворот. Но тут явились новые пришельцы — ровным счётом тысяча мужчин и женщин.

Их привёл некто Партолан. И не исключено, что путь ему указали сами фоморы: партоланяне, как назвали барды спутников Партолана, прибыли тоже через Испанию, возможно, передвигаясь от башни к башне, от кромлеха к кромлеху. По тем временам это был вполне цивилизованный народ, что обеспечило партоланянам быстрый и полный успех в разгоревшейся войне с фоморами — первой в тех краях. Фоморы благоразумно убрались на свой островок и затаились там, наблюдая за дальнейшим развитием событий. Партоланяне обосновались в Ирландии, казалось, всерьёз и надолго. Численность их увеличилась вчетверо. Они расселились по всему острову, но век их оказался недолог: внезапно партоланяне вымерли все до единого в течение одной недели, не успев оставить потомства, от какой-то загадочной эпидемии, именуемой в некоторых рукописях «моровой язвой».

После странной гибели партоланян берега Ирландии, как уверяют предания, никто не тревожил лет тридцать… Фоморы вновь было почувствовали себя хозяевами этих земель. Но тут явились греки, — их привёл через Скифию сын некоего Агномина Немед (Святой). Полулегендарный хронист IX века Ненний, очевидно, сам не слишком доверяющий своим источникам, заявляет в «Истории бриттов», что Немед «плыл по морю полтора года. Но так как его ладьи были разбиты, он высадился на сушу в Ибернии (Ирландии) и пребывал там многие годы». Его ум, по-видимому, тоже возобладал над первобытной силой фоморов, потому что те вели себя при нём тише тихого. Позднее грекам удалось разбить фоморов в сражении. Битва носила апокалиптический характер, и, как всегда в подобных случаях, потоп смыл и побеждённых, и победителей. Спаслось лишь три десятка греков. Ирландия опустела на два столетия.

Затем сюда снова приплыли греки; здесь они получили имя фир-болг ("неистовые"). Общественное устройство Ирландии сложилось по ахейским образцам, с королём во главе. Во дворце, окружённом семью мощными валами, позднее хранился пятиугольный камень Лиа Файл (Светлый Камень) — символ священной власти короля. Громким криком он приветствовал того из садившихся на него, кому было предначертано носить венец. Инис Файл (Светлый остров) стал у поэтов названием всей Ирландии, а камень Лиа Файл был впоследствии перевезён в Англию. Это тот самый Сконский камень, что красуется и сегодня в подножии британского трона в Вестминстерском аббатстве, где коронуются властители империи морей. В его форме как в зеркале отражена модель политического деления Ирландии того времени.

В Уснехе хранилась и другая святыня — Лиа Раинн (Камень делений). Около него друид Миде впервые в Ирландии зажёг потом священный огонь Бригиты — богини поэзии, мудрости и тайного знания, научившей ирландцев ночному языку свиста. Друиды, утверждает легенда, прибыли в Ирландию вместе с фир-болг.

Вскоре в Ирландию хлынула новая волна переселенцев — родичей фир-болг. Они именовали себя туата де дананн, то есть Племена Богини Дану.

Riders_of_the_Sidhe Туата Де Дананн

«Племена» — название традиционное. В более точном переводе с ирландского слово «туат» означает — могущественный, сильный народ (в собирательном смысле) и властелин, сильный правитель (применительно к личности). «Им были ведомы и волшебство, и магия, и друидизм, и колдовство, и хитрость… и они превосходили мудрецов-язычников в волшебствах и науках… дьявольских искусствах… во всех видах благородных тонкостей» — так характеризует туатов древняя рукопись. Они знали целебные травы и зелья. «В четырёх городах постигали они премудрость, тайное знание и дьявольское ремесло…» — повествует сага. Туаты прибыли в Ирландию и сожгли свои корабли, дабы противостоять искушению возвратиться назад. Это означало, что они пришли в эти места навсегда. «Гарь и дым, исходившие от кораблей, окутали тогда ближние земли и небо. С той поры и повелось считать, что появились Племена Богини из дымных облаков», — указывает легенда.

Потом там были битвы между туатами и фир-болг, в драку ввязались недобитые фоморы, и всё завершилось апокалиптической битвой при Маг — Туиред, которая стала ключевым моментом в легендарной истории Ирландии. Продолжалось это побоище несколько дней, от зари до зари. Разумеется, выиграли его туаты. А фоморы были навечно изгнаны из Ирландии.

«Новые времена» наступили быстрее, чем могли рисовать в своём воображении туаты. На остров, по остроумному замечанию английского учёного Дж. Хокинса, «явились самые многочисленные и лучше всех организованные из всех легендарных охотников поживиться за чужой счёт». Эта новая волна пришельцев связана с именем Миля и его сыновей. Как и их предшественники, они прибыли из Испании, куда ещё раньше переселились из Египта. Согласно легенде, Миль разглядел однажды с крыши своего дворца смутные очертания какой-то северной земли в туманной дали.

Снарядив корабли, Миль отплыл к увиденной земле вместе со своими сыновьями. Во время этого плавания им повстречались в море три богини — Банб, Ериу и Фодла. Каждая из них предложила назвать остров своим именем. Поэт и провидец Амарген (или Амарйин), плывший с Милем, принял условие и при этом уверил приглянувшуюся ему Ериу, что главным будет её имя, а взамен получил предсказание о вечном владычестве над островом потомков Миля — милезян. Действительно, имя Банб в качестве названия Ирландии фигурирует довольно редко. Зато названия Эрин, Эйре, скорее всего, данные обитателями Британии и переосмысленные греками в Иерну (Священную), дошли до наших дней. Самих ирландцев (по крайней мере некоторые их племена) называли ирами: от гаэльского ear или iar — запад, предел, граница, либо от ir — зелёный, свежий по-валлийски, лук — по-ирландски (напомним, что фир-болг по одной из версий тоже означает «лучники» (слова «фир» и «ир» — близнецы).

На пути переселенцев поджидало немало испытаний: и гибель некоего Донна (Чёрного, Смуглого по-гаэльски), утонувшего у скалистого островка близ юго-западного побережья Ирландии и «основавшего» в том месте Тех Дуинн (Дом Донна) — Царство мертвых, где сам же стал повелителем, и довольно острый конфликт с мужьями трёх богинь — покровителями королевской власти, и, наконец, столкновение с туатами, неприятно удивлёнными очередным нашествием. В битве при Таилтиу Племена Богини Дану капитулировали, милезяне стали хозяевами Ирландии, предками ирландцев — гойделов, или гаэлов, гэлов. Однако хитрость и иные качества, упомянутые выше, сослужили туатам последнюю службу — они сумели отторговать себе ровно полмира. Амарген устроил так, что наземная, видимая часть Ирландии, осталась за милезянами, а нижняя, подземная — стала царством туатов. После этого туаты стали называться жителями холмов — сидов, «тихим народом» и нередко своим искусством магии выручали обитателей светлого мира. Каждое племя богини Дану владело отныне одним определённым сидом, всего таких холмов на территории Ирландии насчитывалось десять. С тех пор слово «туат» стало означать в ирландском языке область, заселённую по клановому принципу".

(Из книги А. Снисаренко "Третий пояс мудрости. Блеск языческой Европы". - Лениздат. 1989. С. 3-21. С сокращениями и незначительными добавлениями, для связки текста.)
Tags: Ирландия
Subscribe

Posts from This Сommunity “Ирландия” Tag

  • Ирландские клоханы.

    Википедия говорит, что "в конце VI в. н. э. на острове был основан монастырь. Монахи жили в каменных кельях в виде пчелиных ульев. Монастырь…

  • О пожарах в Якутии.

    Пишут, что "в Якутии сгорели уже более 8 миллионов гектаров леса. Лесные пожары в этом году названы самыми масштабными за всю историю…

  • Женитьба на кобыле.

    "В 1185 году Гиральд Камбрийский записал средневековую королевскую церемонию вступления на престол Ульстера, основанную на идее сакральной…

  • "Охота на ведьм". Начало.

    Древние ирландские мифы в основном дошли до нас через посредство средневековых монахов-переписчиков. И хотя образованные ирландские монахи славились…

  • Преподобная Мелангелла и зайцы Остары.

    Недавно я писал о Маришке, которая " из-за родителей не вышла замуж и, в конечном итоге, поселилась на одной горе, названной впоследствии её…

  • О Гее - всематери.

    Гомер в гимне к богине земли Гее гласит: " Петь начинаю о Гее-всематери, прочноустойной, Древней, всему, что живёт, пропитанье обильно дающей.…

  • Ирландия и Египет: два "рукава" одного "пальто".

    Во всех научных трудах о Стоунхендже приводится одно место из сочинений историка I в. до н. э. Диодора Сицилийского. Диодор описывает остров…

  • Анатомия Ньюгрейнджа.

    Это Ньюгрейндж, доисторический памятник в графстве Мит (Meath), Ирландия, расположенный примерно в одном километре к северу от реки Бойн. Он был…

  • Каменные "бабы".

    Автор блога Old European culture говорит, что " в христианских хрониках 13 века язычников называли «бабуни», вероятно, потому,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments