Олени как учителя людей... Это звучит непривычно, шокирующе и унизительно для современного представления о человеке как "царе природы". Ну, а что, если отбросить гордыню и допустить, что так оно и было? Ведь человек очень похож на попугая. Я включаю электрический чайник, чтобы вскипятить воду, вода в чайнике при резком нагревании издаёт щелчки, и попугай в клетке тут же начинает "чирикать". В человеке, от рождения, нет никакого собственного внутреннего стержня, и он, как попугай, подражает тому, что видит и слышит вокруг себя. Я думаю, что правы те антропологи, которые говорят о релятивности человеческой природы. Это гениально выразил Г. Р. Державин, вложив в уста человека: "Я царь — я раб — я червь — я бог!" Так что, вполне возможно, что изменённые состояния сознания человек открыл благодаря животным. В ИСС человек "прозрел", обнаружив духовный мир. И почтил своих "учителей" за науку. В данном контексте становится понятно изобилие изображений оленей в первобытном искусстве.

Онежские петроглифы.
И гораздо позднее олени продлжают занимать видное место в сакральном искусстве.

Олени из Аладжа-Хююка, 1399-1301 гг. до н. э.

Олень несёт на своей спине хеттского бога. Рельеф 15-13 вв. до н. э.

Солнце между рогов оленя в виде народившегося оленёнка в искусстве хатти.

Этрусский бронзовый кораблик с головой оленя.

Скифы. Курган Толстая могила.

Кельты. Серебряный котёл из Гундеструпа.
----------------------------------------
[1] Впрочем, если допустить, что параллельно нашему миру существует ещё и потусторонний мир, населённый духовными существами, то животные в таком случае могут быть медиаторами, "посредниками" между духами и людьми. Они могут быть "проводниками" духовных влияний на род человеческий.