Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О происхождении экзогамии.

Этнограф А.М. Золотарёв подчёркивал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения, что идея непристойности браков между близкими родственниками чрезвычайно велика и представляет собой первую попытку осознания единства человеческой группы, укрепляет социальные связи внутри общины, цементирует её моральное единство, обеспечивает мир внутри неё, учит взаимопомощи и взаимной защите, содействует подчинению личных интересов интересам общественным [1].

Да, экзогамия - это чрезвычайно любопытное явление. И совершенно непонятно, что в этом явлении от природы, и что - от разумной воли. Мы же знаем, что, например, самцы африканских буйволов покидают стадо и "нагуливают вес" в одиночку. В Южной Африке таких буйволов называют дагга-бой (англ. Dagga Boy, букв. «парень из дагги», что на южноафриканском диалекте английского языка означает особую грязь в болотах саванны).

African_Buffalo_Ngorongoro
«Дагга-бой» — бык-одиночка (Нгоронгоро).

С началом гона одиночки присоединяются к стадам коров, а затем снова уходят в "одиночное плавание".

Могло ли быть нечто подобное у австралопитека?

А.А. Шепталин в статье "ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СОЦИОНОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ" считает австралопитеков Homo habilis переходной формой от стада животного к стаду человеческому, которое начинает регулироваться не только животными инстинктами, но и осознанными действиями. Он говорит, что "хабилисы" перешли к экзогамии осознанной: "мужчины стали отторгаться из небольшой локальной группы по достижении возраста сексуальной активности. Взамен группа, основу которой составляли женщины, подростки и дети, на более или менее длительное время принимала изгнанных из другой группы мужчин-чужаков, в которых была заинтересована по целому ряду обстоятельств: продолжение рода, защита, охота и т.д. Будучи выразителями коллективного начала, женщины были наиболее заинтересованы в предотвращении конфликтов между членами группы и пришлыми мужчинами, а также последних между собой. Учитывая физическое превосходство мужчин, актуализировалась проблема подчинения воли и поведения чужаков интересам группы".

Автор не даёт ответа, каким образом самки могли подчинять своей воле более сильных самцов. Но высказывает предположение о магической силе первого слова "низзя". "Вполне возможно, что первые слова, произнесённые человеком в глубочайшей древности, означали именно запрет. По мнению палеопсихолога, историка и социолога Б.Ф. Поршнева, «действие таких слов, как “нельзя”, имеет огромную автоматическую силу".

"Первобытная регламентация праобщинных отношений формировала очередные запреты, которые, по предположению Б.Ф. Поршнева, возникали как запрет через исключение по формуле «нельзя, но иногда можно» [2]. Например, эндогамные связи запрещены, но не во время оргий (долгое время сохранявшихся у многих народов как пережиток первобытного промискуитета); убивать человека нельзя, но врага – можно; поедать человека, умершего не своей смертью нельзя, но в ритуальных случаях – можно; притрагиваться к вещам чужаков нельзя, но после дарения, угощения или обмена – можно и т.д. По мнению Б.Ф. Поршнева, внутреннее регулирование прошло долгий эволюционный путь от интердикции (запрещения) к суггестии (психо-ментальному внушению) по поэтапной схеме: «нельзя-можно-должно»".

Поршнева можно принимать лишь на веру, как библейскую историю о сотворении Адама и Евы. Потому что мы здесь имеем дело с ворохом наукообразных формулировок, которые сами по себе подобны суггестии. Всё как бы возникает из ниоткуда и само собой. А когда начинаешь задумываться, вся конструкция рушится как карточный домик. Ну, взять, например, первое слово "низзя". Чтобы оно вошло в силу, это ж надо было, чтобы абсолютно все самки на протяжении многих поколений кричали самцам: "НИЗЗЯ!" Но такого ж никогда не было, нет и не будет в реальной жизни, чтобы все голосовали "против". Пример с Лукашенко у всех перед глазами: многие против него, но не все. Все против никогда не будут. Но если один самец не покинул стадо, то и другой самец, глядя на него, тоже не покинет стадо. То есть, я хочу сказать, что слово само по себе - пустой звук. Оно наполняется силой лишь в контексте ритуала, точнее говоря, священнодействия. Именно за рамками священного обнаруживается скверна, и тогда появляется табу. У собак нет ничего святого, поэтому у них нет и запретов. Кажется, именно это имел в виду Бронислав Малиновский, когда говорил о тех изменениях, которые должна была пре
терпеть животная природа людей под воздействием 
аномальных условий культуры. "Прежде всего я стремлюсь показать, - писал он в своей работе "Секс и вытеснение в обществе дикарей", - что вытеснение сексуального инстин
кта и определённого рода «комплекс» должны были появиться как своеобразный психический побочный
 продукт создания культуры".

Собственно, с культуры, с происхождения культуры, и надо начинать всякий разговор на антропологические темы. Без этого происхождение экзогамии непонятно.

-----------------------------------------------------------------------------

[1] Файнберг Л.А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество: Основные проблемы развития. М.: Наука, 1975. С. 55-56.
[2] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории: Проблемы палеопсихологии. М., 1974. С. 117.
Tags: экзогамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “экзогамия” Tag

  • О духовных устоях матриархата.

    Этнограф А.М. Золотарёв подчёркивал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения , что идея…

  • О первобытном промискуитете.

    Такой авторитетный учёный, как И.С. Кон, утверждает, что «абсолютный промискуитет (полная неупорядоченность половых отношений) учёными нигде…

  • Материнский род у аканов.

    Многие народы тропической Африки сохранили традиционное общественное устройство, и мы, присматриваясь к их социальной организации, можем глубже…

  • Тотем и экзогамия.

    Вопрос стоит таким образом: кто в первобытном сообществе людей «запретил» заключение браков внутри своего коллектива [ 1] и какие силы…

  • О социальной сложности архаических обществ.

    ivanov_petrov в записи " Социальная сложность" говорит: " Ещё со времён чтения Л.Г. Моргана я запомнил удивительное…

  • Экзогамия выросла из табу на инцест.

    Бронислав Малиновский пишет: "Нет ни малейшего сомнения в том, что экзогамия коррелирует с запретом на инцест, что это просто расширение этого…

  • Попытка Мак-Леннана объяснить экзогамию.

    Ф. Энгельс в своей монографии " Происхождение семьи, частной собственности и государства" упоминает о Дж. Ф. Мак-Леннане. "…

  • К вопросу о первобытном промискуитете.

    Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что обыденное…

  • Загадка экзогамии.

    В продолжение предыдущего поста, Ю. М. Бородай в своей монографии "Эротика—смерть—табу: трагедия человеческого сознания"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments