Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К вопросу о "первобытном гетеризме".

Антрополог Б. Малиновский разбивает в пух и прах концепцию И. Бахофена о "первобытном гетеризме", под которым понимаются ничем не ограниченные половые отношения.

"У обезьян процесс ухаживания начинается с из
менений женского организма, которые определяются
 физиологическими факторами и автоматически вызы
вают сексуальную реакцию у самца. Затем самец пере
ходит к ухаживанию в соответствии с тем, какой тип поведения доминирует в данном виде. В этом прини
мают участие все особи, оказавшиеся в соответствую
щей зоне, так как их непреодолимо влечёт состояние
 самки. Гон даёт возможность самцам показать себя, а
 самкам — сделать выбор. Все факторы, определяющие поведение животных на этом этапе, едины для всех 
особей вида.

Может ли антрополог вывести такую формулу уха
живания и спаривания для человеческого вида? Оче
видно, что нет.

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Во-первых, мы
 видим, что для человека не существует периода гона, и
 это значит, что мужчина готов к ухаживанию, а жен
щина готова откликнуться на него в любое время; и
 это, как все мы знаем, не упрощает отношений между
 людьми. Ничто в человеческом обществе не действует
 так же однозначно, как начало овуляции у самок мле
копитающих. Означает ли это, однако, беспорядочное
 спаривание среди людей? Мы знаем, что даже в самых 
вольных в этом смысле культурах не существует и не могло существовать ничего подобного «промискуи
тету». В каждой человеческой культуре мы находим
 прежде всего чётко выраженные табу, которые жёстко
 разделяют определённые группы людей противопо
ложного пола и исключают целые категории потенци
альных партнёров. Важнейшее из этих табу полностью
 исключает половую связь между людьми, которые
 обычно контактируют естественным образом, т.е.
членов одной семьи, родителей и детей, братьев и сес
тёр. Как развитие этого принципа, в ряде примитив
ных сообществ мы находим более широкий запрет на сексуальные отношения, не допускающий интимную
 близость между целыми группами людей. Это закон 
экзогамии. Следующий по важности после запрета на инцест — запрет на адюльтер. Если первый имеет це
лью сохранение семьи, второй охраняет брак.

Но культура оказывает на сексуальный импульс не 
только негативное влияние. В каждом обществе поми
мо запретов и ограничений также действуют стимулы 
к ухаживанию и возникновению любовного интереса.
 Периоды различных праздников, когда люди танцуют
 и показывают себя, обильно питаются и употребляют
 спиртные напитки, также служат сигналом для лю
бовных поисков. В это время вместе собираются мно
жество мужчин и женщин, и молодых мужчин сводят 
с девушками не из их семейного круга и обычного 
круга знакомых. Очень часто снимаются некоторые традиционные ограничения, и мальчикам и девочкам 
позволяют встречаться беспрепятственно и непод
контрольно. Действительно, в такие периоды ухажи
вание облегчается благодаря алкоголю, развлечениям 
и праздничному настроению.

Попробуем теперь выяснить, в чём заключается
 биологическое значение гона для животных и каковы
 последствия его отсутствия для человека. У всех видов 
животных спаривание носит избирательный харак
тер, т.е. предусматривается возможность сравнения и 
выбора партнёра. Самцы и самки должны иметь воз
можность продемонстрировать свою привлекатель
ность, заинтересовать избранника и побороться за
 него. Из
бирательное спаривание — неотъемлемая
 часть естественного отбора, так как без этой возможности вид вырождается.

Однако гон для животных — это не только воз
можность выбора. Он также очерчивает и определяет
 временные границы полового влечения. После того 
как период гона заканчивается, половое влечение 
спадает, и соперничество, борьба и всепоглощающая 
сосредоточенность на сексе уходят из повседневной жизни вида. Учитывая опасность со стороны внешних 
врагов и внутривидовые деструктивные силы, связан
ные с ухаживанием, исключение полового влечения из обычной жизни и его актуализация в течение опреде
лённого короткого срока имеют очень большое значе
ние для выживания вида.

В свете всего этого что означает отсутствие периода
 гона в человеческом обществе? Сексуальный импульс
 не приурочен к какому-либо периоду, не зависит от 
какого-либо процесса в организме, а на физиологиче
ском уровне может возникнуть в жизни мужчины и
 женщины в любой момент. Он всегда готов потеснить
 все другие интересы; предоставленный сам себе, он по
стоянно пытается ослабить все существующие связи.
 Этот всёпоглощающий и всёпроникающий импульс,
 таким образом, мешал бы всем обычным занятиям
 человека, разрушал бы любую потенциальную форму 
объединения, создавал бы внутренний хаос и увели
чивал внешнюю угрозу. Как мы знаем, это не пустая фантазия; половое влечение принесло больше всего 
бед человечеству, начиная с Адама и Евы. Это причи
на большинства трагедий как в современной действи
тельности, так и в истории, мифологии и литературе.
 Тем не менее сам факт возникновения конфликта го
ворит о том, что существуют силы, контролирующие
 сексуальный импульс; это доказывает, что человек не 
подчиняется своим ненасытным аппетитам, что он 
создаёт препятствия и накладывает табу — могуще
ственные, как силы рока.

Следует отметить, что эти препятствия и механиз
мы, регулирующие секс в условиях культуры, отличны
 от защитных мер, используемых животными в природ
ных условиях. Наделённые инстинктивной природой 
и подверженные физиологическим изменениям, сам
ка и самец оказываются в ситуации, из которой они
 должны выйти с помощью простой игры естествен
ных импульсов. В человеческом обществе, как мы зна
ем, контролирующую функцию выполняют культура и традиция. В каждом обществе существуют правила, не
 позволяющие мужчине и женщине беспрепятственно
 поддаваться импульсу. Это ясно обозначает разницу между человеческими
 тенденциями и животным инстинктом. Человек готов отреагировать в сексуальном отношении в любой 
момент, но в то же время подчиняется искусственно 
созданному тормозу, контролирующему эту реакцию".


Итак, человек - это «тормознутый» тип гоминид. "Тормозом" являются культурные табу. Табу и промискуитет взаимно исключают друг друга: если существуют табу, то никакого промискуитета, никакого "гетеризма" быть не может; если же существуют ничем не ограниченные половые отношения, тогда летят в тартарары все табу. Но человеческих обществ без табу не бывает. Где не "работают" культурные табу, там "царят" животные инстинкты. Следовательно, если где-то и есть ничем не ограниченные половые отношения, они находятся за рамками человеческой культуры. А это значит, что "первобытный гетеризм" не имеет никакого отношения к разумным представителям рода человеческого.
Tags: этология
Subscribe

Posts from This Сommunity “этология” Tag

  • Цивилизация богомола.

    Я, кажется, подметил один любопытный феномен: чем архаичнее то или иное общество, тем более в нём почитаются мелкие насекомые. Я неоднократно…

  • Женская цивилизация.

    С. Г. Фатыхов в статье " МАТРИФЕНОМЕННЫЕ ИСТОКИ ПРОТОТЕХНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА" пишет, что " совершенно некорректно…

  • "Свинский" матриархат.

    Из статьи Б. Ю. Кассал " ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПОПУЛЯЦИИ КАБАНА В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ". " Основой популяционной структурой кабана в Среднем…

  • Матрилинейность у приматов и гоминид.

    Г. П. Удалова в статье "Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект)" ( Теория и методология архаики. Лидерство в архаике :…

  • В мире животных.

    Г. П. Удалова в статье "Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект)" ( Теория и методология архаики. Лидерство в архаике :…

  • Мама.

  • Натурфилософия кукушки.

    Я уже говорил о том, что патриархальные, "силовые" отношения в обществе вполне естественны с точки зрения эволюции? Сильный доминирует над…

  • "Венеры" как следствие почитания матерей.

    Древнейшая палеолитическая венера из известных на сегодняшний день обнаружена в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклинген,…

  • На хрупких муравьиных плечах.

    Мир общественных насекомых полностью держится на женских плечах! Мало того, что заправляет там всем королева, так ещё и все рабочие особи —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments