Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К вопросу о "первобытном гетеризме".

Антрополог Б. Малиновский разбивает в пух и прах концепцию И. Бахофена о "первобытном гетеризме", под которым понимаются ничем не ограниченные половые отношения.

"У обезьян процесс ухаживания начинается с из
менений женского организма, которые определяются
 физиологическими факторами и автоматически вызы
вают сексуальную реакцию у самца. Затем самец пере
ходит к ухаживанию в соответствии с тем, какой тип поведения доминирует в данном виде. В этом прини
мают участие все особи, оказавшиеся в соответствую
щей зоне, так как их непреодолимо влечёт состояние
 самки. Гон даёт возможность самцам показать себя, а
 самкам — сделать выбор. Все факторы, определяющие поведение животных на этом этапе, едины для всех 
особей вида.

Может ли антрополог вывести такую формулу уха
живания и спаривания для человеческого вида? Оче
видно, что нет.

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Во-первых, мы
 видим, что для человека не существует периода гона, и
 это значит, что мужчина готов к ухаживанию, а жен
щина готова откликнуться на него в любое время; и
 это, как все мы знаем, не упрощает отношений между
 людьми. Ничто в человеческом обществе не действует
 так же однозначно, как начало овуляции у самок мле
копитающих. Означает ли это, однако, беспорядочное
 спаривание среди людей? Мы знаем, что даже в самых 
вольных в этом смысле культурах не существует и не могло существовать ничего подобного «промискуи
тету». В каждой человеческой культуре мы находим
 прежде всего чётко выраженные табу, которые жёстко
 разделяют определённые группы людей противопо
ложного пола и исключают целые категории потенци
альных партнёров. Важнейшее из этих табу полностью
 исключает половую связь между людьми, которые
 обычно контактируют естественным образом, т.е.
членов одной семьи, родителей и детей, братьев и сес
тёр. Как развитие этого принципа, в ряде примитив
ных сообществ мы находим более широкий запрет на сексуальные отношения, не допускающий интимную
 близость между целыми группами людей. Это закон 
экзогамии. Следующий по важности после запрета на инцест — запрет на адюльтер. Если первый имеет це
лью сохранение семьи, второй охраняет брак.

Но культура оказывает на сексуальный импульс не 
только негативное влияние. В каждом обществе поми
мо запретов и ограничений также действуют стимулы 
к ухаживанию и возникновению любовного интереса.
 Периоды различных праздников, когда люди танцуют
 и показывают себя, обильно питаются и употребляют
 спиртные напитки, также служат сигналом для лю
бовных поисков. В это время вместе собираются мно
жество мужчин и женщин, и молодых мужчин сводят 
с девушками не из их семейного круга и обычного 
круга знакомых. Очень часто снимаются некоторые традиционные ограничения, и мальчикам и девочкам 
позволяют встречаться беспрепятственно и непод
контрольно. Действительно, в такие периоды ухажи
вание облегчается благодаря алкоголю, развлечениям 
и праздничному настроению.

Попробуем теперь выяснить, в чём заключается
 биологическое значение гона для животных и каковы
 последствия его отсутствия для человека. У всех видов 
животных спаривание носит избирательный харак
тер, т.е. предусматривается возможность сравнения и 
выбора партнёра. Самцы и самки должны иметь воз
можность продемонстрировать свою привлекатель
ность, заинтересовать избранника и побороться за
 него. Из
бирательное спаривание — неотъемлемая
 часть естественного отбора, так как без этой возможности вид вырождается.

Однако гон для животных — это не только воз
можность выбора. Он также очерчивает и определяет
 временные границы полового влечения. После того 
как период гона заканчивается, половое влечение 
спадает, и соперничество, борьба и всепоглощающая 
сосредоточенность на сексе уходят из повседневной жизни вида. Учитывая опасность со стороны внешних 
врагов и внутривидовые деструктивные силы, связан
ные с ухаживанием, исключение полового влечения из обычной жизни и его актуализация в течение опреде
лённого короткого срока имеют очень большое значе
ние для выживания вида.

В свете всего этого что означает отсутствие периода
 гона в человеческом обществе? Сексуальный импульс
 не приурочен к какому-либо периоду, не зависит от 
какого-либо процесса в организме, а на физиологиче
ском уровне может возникнуть в жизни мужчины и
 женщины в любой момент. Он всегда готов потеснить
 все другие интересы; предоставленный сам себе, он по
стоянно пытается ослабить все существующие связи.
 Этот всёпоглощающий и всёпроникающий импульс,
 таким образом, мешал бы всем обычным занятиям
 человека, разрушал бы любую потенциальную форму 
объединения, создавал бы внутренний хаос и увели
чивал внешнюю угрозу. Как мы знаем, это не пустая фантазия; половое влечение принесло больше всего 
бед человечеству, начиная с Адама и Евы. Это причи
на большинства трагедий как в современной действи
тельности, так и в истории, мифологии и литературе.
 Тем не менее сам факт возникновения конфликта го
ворит о том, что существуют силы, контролирующие
 сексуальный импульс; это доказывает, что человек не 
подчиняется своим ненасытным аппетитам, что он 
создаёт препятствия и накладывает табу — могуще
ственные, как силы рока.

Следует отметить, что эти препятствия и механиз
мы, регулирующие секс в условиях культуры, отличны
 от защитных мер, используемых животными в природ
ных условиях. Наделённые инстинктивной природой 
и подверженные физиологическим изменениям, сам
ка и самец оказываются в ситуации, из которой они
 должны выйти с помощью простой игры естествен
ных импульсов. В человеческом обществе, как мы зна
ем, контролирующую функцию выполняют культура и традиция. В каждом обществе существуют правила, не
 позволяющие мужчине и женщине беспрепятственно
 поддаваться импульсу. Это ясно обозначает разницу между человеческими
 тенденциями и животным инстинктом. Человек готов отреагировать в сексуальном отношении в любой 
момент, но в то же время подчиняется искусственно 
созданному тормозу, контролирующему эту реакцию".


Итак, человек - это «тормознутый» тип гоминид. "Тормозом" являются культурные табу. Табу и промискуитет взаимно исключают друг друга: если существуют табу, то никакого промискуитета, никакого "гетеризма" быть не может; если же существуют ничем не ограниченные половые отношения, тогда летят в тартарары все табу. Но человеческих обществ без табу не бывает. Где не "работают" культурные табу, там "царят" животные инстинкты. Следовательно, если где-то и есть ничем не ограниченные половые отношения, они находятся за рамками человеческой культуры. А это значит, что "первобытный гетеризм" не имеет никакого отношения к разумным представителям рода человеческого.
Tags: этология
Subscribe

Posts from This Сommunity “этология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments