Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Время, когда семья была единственной школой для человека.

"Во
 всех человеческих обществах без исключения — как 
бы они ни различались знанием эмбриологии, спосо
бами ухаживания, сексуальными нравами — действу
ет то, что можно назвать принципом легитимности.
 Я имею в виду то, что во всех человеческих обществах
 девушка должна выйти замуж прежде, чем забере
менеет. Беременность и рождение ребёнка вне брака 
всегда воспринимаются как бесчестье. И так же обстоит дело в весьма вольных меланезийских сообще
ствах, описанных в настоящей работе [1]. Так обстоит
 дело во всех человеческих обществах, о которых нам 
хоть что-то известно. Нигде в антропологической ли
тературе, насколько мне известно, не упоминается ни
 одно общество, где бы незаконнорождённые дети, т. е.
 дети незамужних женщин, получали те же социаль
ные блага и тот же социальный статус, что и законно
рождённые.

Огромное социологическое значение универсально
го принципа легитимности пока ещё не было оценено в
 полной мере. Этот принцип предполагает, что во всех 
человеческих обществах с точки зрения нравственной 
традиции и закона мать и ребёнок — неполная соци
альная единица: нормальная человеческая семья должна включать в себя 
как женщину, так и мужчину".

Б. Малиновский говорит, что такое положение характерно не только для патрилинейных обществ, но и для матрилинейных обществ Тробрианских островов, где ребёнок не продолжает род отца, не наследует его 
имущества и даже обычно не считается его потомком в физическом отношении.

Муж в матрилокальной семье - это совсем не dominus [2]; там "верховодят" мать жены, братья жены, ну, и сама жена. В принципе, матрилокальная семья может обойтись и без мужа, однако он тоже является "членом" семьи. И вот что архиважно: для "приходящего" мужа семья является чем-то в роде школы. Б. Малиновский поясняет:

"Семья — мастерская культурного
 развития, так как непрерывность традиции, особенно 
на низших уровнях развития, — важнейшее условие 
существования человеческой культуры, а эта непре
рывность зависит от организации семьи. Нужно от
метить, что в случае человеческой семьи эта функ
ция, поддержание непрерывности традиции, имеет
 то же значение, что и размножение. Человек не смог
 бы выжить, если был бы лишён культуры, а куль
тура не выжила бы, если бы не было человеческой 
расы, чтобы её продолжать. Более того, новейшая
 психология говорит нам, что первые ступени воспи
тания, осваиваемые в семье, имеют образовательное 
значение, полностью проигнорированное прежними 
исследователями. Но если влияние семьи настолько 
велико в наши дни, оно дожно было быть ещё более 
серьёзным на заре культуры. Тогда этот институт был 
единственной школой для человека".


Непрерывность рода осуществлялась через женщин, и непрерывность культурной традиции осуществлялась через матерей. Отцы же "приобщались" этой традиции, "причащались" ей вместе с детьми. И, таким образом, они становились людьми в полной мере, то есть носителями культуры. Впрочем, наверно, случались и срывы в процессе "окультуривания" мужчин. Как заметила intuit_school, "от женско-материнского контроля мужчины сбегают на рыбалку, на футбол и на войну. Там они отрываются по полной".

культура
Образ культуры.

Очевидно, мужские тайные общества со временем стали формой оппозиции семейному влиянию. В этих мужских "междусобойчиках" формировалось патриархальное мировоззрение, и когда оно было полностью сформировано, семья потеряла свой статус единственной школы для человека. Тогда наступила эпоха воинских инициаций, во время которых взрослые мужчины говорили подросткам: чему вас научили дома, у мамы под юбкой, это всё "бабьи басни", а теперь слушайте, как оно всё есть на самом деле. И пересказывали мальчикам знакомые им мифы под специфически-мужским углом зрения.

Интересно было бы взглянуть на происхождение мужских тайных союзов в контексте гомосексуальных отношений. Б. Малиновский пишет о том, что на Тробриановых островах подростки создают свои "междусобойчики", но там встречаются и проводят время мальчики с девочками вместе. Как так получилось, что появились "мужские дома", в которые доступ женскому полу запрещён? В. Розанов, в своё время, писал об урнингах [3]. Он говорил, что всё в христианстве было основано и построено урнингами — людьми «лунного света» [4]. Может быть, и мужские инициации были тоже основаны урнингами? Может быть, и "мужские дома" тоже были построены ими?

-------------------------------------------------------------------------
[1] "Секс и вытеснение в обществе дикарей".
[2] Dominus — господин, хозяин, владелец; повелитель, распорядитель по-латински.
[3] устар., книжн. гомосексуал У урнингов душа дисгармонирует с душою женщины, поэтому запах женщины, в особенности её грудей и лобка, противен урнингу, вследствие чего и не возбуждает его полового чувства; запах мужчины, напротив, приятен и возбуждает. И. М. Тарновский, «Извращение полового чувства у женщин», 1895 г.
[4] Кажется, diak_kuraev в своём блоге вознамерился доказать правоту тезиса В. Розанова.
Tags: семья
Subscribe

Posts from This Сommunity “семья” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments