Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Африканское традиционное воспитание детей.

1 февраля

Африка пестрит пережитками и "осколками" матриархата. В Африке матриархат ещё живуч внутри сменивших его патриархальных структур. Отчество у целого ряда племён не вытеснило из обихода находящегося на его задворках «матчества», упоминания рода матери.

При сильной инерции материнского счёта родства, писал член-корреспондент Академии наук СССР Дмитрий Алексеевич Ольдерогге, «сын и отец чужды друг другу». Зато дядя со стороны матери настолько уверен в своей власти над племянником, что однажды (здесь Ольдерогге привёл доподлинно известный ему и весьма характерный для классического традиционного общества случай из реальной жизни) продал его собственному отцу мальчика за 20 покрывал, что стало предметом судебного разбирательства, кстати выигранного дядей [1].

И.Л. Андреев приводит свой разговор с одним отцом африканского семейства:

- Сэм, ты говорил, что у тебя семеро детей. Но я вижу только двух очаровательных крошек. Где же остальные? Почему они не встречают твоего гостя? Разве ты и Сьюзи не хотите показать главное для африканцев сокровище своему далеёкому другу?

- Эти - самые маленькие. Они ещё не могут обойтись без мамы и её молока. Те, что немного подросли, - в детской хижине среди сверстников. Двое других, постарше, находятся сейчас в подростковых лагерях (мальчики и девочки - отдельно) длительной специальной подготовки к очень важной для них и всех нас церемонии инициации. Самый старший... Кстати, вот и он собственной персоной. Знакомься: Кофи, что значит «родившийся в пятницу». Он совсем недавно вернулся в родной дом. Почти 12 лет Кофи был... - как бы лучше выразиться в ваших понятиях? - социальным «сыном» моего отца и двоюродного дяди по материнской линии, а также их сильно поредевшего от времени, но не утратившего былой сплочённости и спайки «старшего» возрастного братства. Теперь, слава Богу, он опять стал моим, уже взрослым, сыном!


И далее И. Л. Андреев пишет:

"Бывая в африканской глубинке, я часто испытывал смутное зрительное ощущение явного непорядка в семейной структуре по сравнению с привычной, отечественной. Будто чего-то не хватает, словно зияют в ней какие-то провалы и бреши. Вместе с родителями, в основном матерями, видишь множество либо совсем маленьких детей лет до 6-7, либо уже повзрослевших, обзаведшихся или готовых обзавестись собственным семейством, словом половозрелых. Оказалось, что дети в течение 10-12 лет фактически оторваны от родителей. Их главными воспитателями и учителями- наставниками становятся прародители. Эта традиция имеет важный психологический смысл. Она разъединяет смежные поколения, образуя между ними искусственный разрыв. Он охватывает как раз период, когда младшие больше всего склонны к непредсказуемому поведению и поисковой активности, а молодым родителям не хватает терпения и мудрости в оценке поведения детей и его деликатной корректировке.

В архаических обществах конфликты чаще всего случаются между смежными поколениями. Американский африканист Колин Тернбул сделал любопытный и неожиданный для нашего миропредставления вывод: «Если существует враждебность людей смежных поколений (отца и сына), то между людьми, отделёнными друг от друга целым поколением (дед и внук), наоборот, сохраняются отношения тёплой привязанности. Юноша знает, что отец может подвергнуть его наказанию, но ему это не нравится, и он ищет сочувствия у деда. Это не означает, что отец и сын не любят друг друга. Просто существует неприязнь, объясняющаяся тем, что один из них неизбежно заставляет другого думать о старости и смерти» [2]. Возможно, именно с этим связан обычай, согласно которому африканские родители нередко отдают своих чад на воспитание в семью дяди по линии матери, где главными педагогами выступают двоюродные дедушки и бабушки.

Спрашиваю: «Зачем?» Отвечают: «Затем, чтобы чересчур любвеобильные мама и папа не избаловали, не изнежили или, наоборот, не «затюкали» своих детей. Чтобы успешнее и надёжнее научить их всему необходимому для уважаемого члена традиционного общества. Чтобы дети усвоили с малых лет и на всю жизнь замысловатую структуру и в принципе безбрежные рамки африканского родства. Чтобы учились истинному коллективизму в кругу сверстников, побратимов по возрастному классу. Чтобы сызмальства умели ценить и уважать старших
».

Вспоминается совершенно гениальный фильм "Уроки французского", снятый по мотивам одноимённого рассказа Валентина Распутина. Там роль любящей и заботливой "бабушки" пыталась сыграть учительница,

Уроки французского

но была наказана за "самодеятельность".

И в конце И. Л. Андреев делает интересное обобщение:

"Африканский «мир без часов» за пределами интимно-гендерных связей особенно сближает старшее поколение и малышей. В отношении стариков и детей вопрос ясен. Период беспомощно-«паразитарного» существования ребёнка и целенаправленной подготовки его к самостоятельной жизни биологически гораздо продолжительнее, нежели у детёнышей животных и по мере развёртывания цивилизационного времени имеет явную тенденцию удлинения за пределами такого важного биологического фактора, как конвергенция больших полушарий головного мозга. С этим связана не только инерция увеличения продолжительности жизни, но и возрастание потребности подрастающих детей в маломощных, с точки зрения упадка физических сил, пожилых людях, доживающих в атмосфере уважения и почтения своё, так сказать, стариковское время. В традиционном, как правило, бесписьменном обществе на них ложится весьма ответственная и чрезвычайно важная информационно-интеллектуальная функция совокупной памяти коллектива. Она реализуется посредством вербализации в рамках устной традиции житейского опыта сверстников и предков, а также путём воспитания и отчасти обучения подрастающего поколения".

В связи с этим крайне важно реконструировать половозрастную пирамиду первобытного общества. Многое говорит за то, что в эпоху верхнего палеолита и мезолита бабушек было гораздо больше дедушек. Если это так, то матриархат появился вполне естественно, как сугубо женский взгляд на мир, передаваемый из поколения в поколение через систему традиционного воспитания.
--------------------------------------------------------------------
[1] Ольдерогге Д.А. Типы домашней общины и матрилинейный род у народов Экваториальной Африки // Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975. С. 41.
[2] Тернбул К.М. Человеке Африке. М.: Наука, 1981. С. 60.
Tags: Африка, аталычество, дети
Subscribe

Posts from This Сommunity “аталычество” Tag

  • О воспитании детей в Африке.

    И. Л. Андреев пишет (Тамтам сзывает посвящённых. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 97), что в возрасте 6-7 лет африканские дети (по крайней мере,…

  • О пережитках матриархата у скандинавов (2).

    Автор - Е. А. Рыдзевская (сокращённый текст). Источник. "Приступая к систематизации тех данных, которые можно рассматривать как пережитки…

  • Об арийской кастовой системе и "наследии предков".

    В результате раскопок вдоль реки Лех к югу от Аугсбурга (Германия) было обнаружена, что люди, жившие здесь между 4750 и 3300 лет назад, были…

  • "Безотцовские люди".

    В записи Аталычество говорилось о том, что отношения и связь между воспитанником и группой, в которой он воспитывался, считались выше, значительнее,…

  • Пережитки матриархата на Кавказе.

    В продолжение предыдущей записи Аталычество. Семейный быт на Кавказе сохранял к концу XIX — началу XX вв. ряд архаических черт. Избегание.…

  • Аталычество.

    Автор - М. О. Косвен (с некоторыми сокращениями). Утвердившийся в кавказоведческой литературе термин аталычество взят от слова аталык, которым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments