Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Африканское традиционное воспитание детей.

1 февраля

Африка пестрит пережитками и "осколками" матриархата. В Африке матриархат ещё живуч внутри сменивших его патриархальных структур. Отчество у целого ряда племён не вытеснило из обихода находящегося на его задворках «матчества», упоминания рода матери.

При сильной инерции материнского счёта родства, писал член-корреспондент Академии наук СССР Дмитрий Алексеевич Ольдерогге, «сын и отец чужды друг другу». Зато дядя со стороны матери настолько уверен в своей власти над племянником, что однажды (здесь Ольдерогге привёл доподлинно известный ему и весьма характерный для классического традиционного общества случай из реальной жизни) продал его собственному отцу мальчика за 20 покрывал, что стало предметом судебного разбирательства, кстати выигранного дядей [1].

И.Л. Андреев приводит свой разговор с одним отцом африканского семейства:

- Сэм, ты говорил, что у тебя семеро детей. Но я вижу только двух очаровательных крошек. Где же остальные? Почему они не встречают твоего гостя? Разве ты и Сьюзи не хотите показать главное для африканцев сокровище своему далеёкому другу?

- Эти - самые маленькие. Они ещё не могут обойтись без мамы и её молока. Те, что немного подросли, - в детской хижине среди сверстников. Двое других, постарше, находятся сейчас в подростковых лагерях (мальчики и девочки - отдельно) длительной специальной подготовки к очень важной для них и всех нас церемонии инициации. Самый старший... Кстати, вот и он собственной персоной. Знакомься: Кофи, что значит «родившийся в пятницу». Он совсем недавно вернулся в родной дом. Почти 12 лет Кофи был... - как бы лучше выразиться в ваших понятиях? - социальным «сыном» моего отца и двоюродного дяди по материнской линии, а также их сильно поредевшего от времени, но не утратившего былой сплочённости и спайки «старшего» возрастного братства. Теперь, слава Богу, он опять стал моим, уже взрослым, сыном!


И далее И. Л. Андреев пишет:

"Бывая в африканской глубинке, я часто испытывал смутное зрительное ощущение явного непорядка в семейной структуре по сравнению с привычной, отечественной. Будто чего-то не хватает, словно зияют в ней какие-то провалы и бреши. Вместе с родителями, в основном матерями, видишь множество либо совсем маленьких детей лет до 6-7, либо уже повзрослевших, обзаведшихся или готовых обзавестись собственным семейством, словом половозрелых. Оказалось, что дети в течение 10-12 лет фактически оторваны от родителей. Их главными воспитателями и учителями- наставниками становятся прародители. Эта традиция имеет важный психологический смысл. Она разъединяет смежные поколения, образуя между ними искусственный разрыв. Он охватывает как раз период, когда младшие больше всего склонны к непредсказуемому поведению и поисковой активности, а молодым родителям не хватает терпения и мудрости в оценке поведения детей и его деликатной корректировке.

В архаических обществах конфликты чаще всего случаются между смежными поколениями. Американский африканист Колин Тернбул сделал любопытный и неожиданный для нашего миропредставления вывод: «Если существует враждебность людей смежных поколений (отца и сына), то между людьми, отделёнными друг от друга целым поколением (дед и внук), наоборот, сохраняются отношения тёплой привязанности. Юноша знает, что отец может подвергнуть его наказанию, но ему это не нравится, и он ищет сочувствия у деда. Это не означает, что отец и сын не любят друг друга. Просто существует неприязнь, объясняющаяся тем, что один из них неизбежно заставляет другого думать о старости и смерти» [2]. Возможно, именно с этим связан обычай, согласно которому африканские родители нередко отдают своих чад на воспитание в семью дяди по линии матери, где главными педагогами выступают двоюродные дедушки и бабушки.

Спрашиваю: «Зачем?» Отвечают: «Затем, чтобы чересчур любвеобильные мама и папа не избаловали, не изнежили или, наоборот, не «затюкали» своих детей. Чтобы успешнее и надёжнее научить их всему необходимому для уважаемого члена традиционного общества. Чтобы дети усвоили с малых лет и на всю жизнь замысловатую структуру и в принципе безбрежные рамки африканского родства. Чтобы учились истинному коллективизму в кругу сверстников, побратимов по возрастному классу. Чтобы сызмальства умели ценить и уважать старших
».

Вспоминается совершенно гениальный фильм "Уроки французского", снятый по мотивам одноимённого рассказа Валентина Распутина. Там роль любящей и заботливой "бабушки" пыталась сыграть учительница,

Уроки французского

но была наказана за "самодеятельность".

И в конце И. Л. Андреев делает интересное обобщение:

"Африканский «мир без часов» за пределами интимно-гендерных связей особенно сближает старшее поколение и малышей. В отношении стариков и детей вопрос ясен. Период беспомощно-«паразитарного» существования ребёнка и целенаправленной подготовки его к самостоятельной жизни биологически гораздо продолжительнее, нежели у детёнышей животных и по мере развёртывания цивилизационного времени имеет явную тенденцию удлинения за пределами такого важного биологического фактора, как конвергенция больших полушарий головного мозга. С этим связана не только инерция увеличения продолжительности жизни, но и возрастание потребности подрастающих детей в маломощных, с точки зрения упадка физических сил, пожилых людях, доживающих в атмосфере уважения и почтения своё, так сказать, стариковское время. В традиционном, как правило, бесписьменном обществе на них ложится весьма ответственная и чрезвычайно важная информационно-интеллектуальная функция совокупной памяти коллектива. Она реализуется посредством вербализации в рамках устной традиции житейского опыта сверстников и предков, а также путём воспитания и отчасти обучения подрастающего поколения".

В связи с этим крайне важно реконструировать половозрастную пирамиду первобытного общества. Многое говорит за то, что в эпоху верхнего палеолита и мезолита бабушек было гораздо больше дедушек. Если это так, то матриархат появился вполне естественно, как сугубо женский взгляд на мир, передаваемый из поколения в поколение через систему традиционного воспитания.
--------------------------------------------------------------------
[1] Ольдерогге Д.А. Типы домашней общины и матрилинейный род у народов Экваториальной Африки // Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975. С. 41.
[2] Тернбул К.М. Человеке Африке. М.: Наука, 1981. С. 60.
Tags: Африка, аталычество, дети
Subscribe

Posts from This Сommunity “аталычество” Tag

  • О воспитании детей в Африке.

    И. Л. Андреев пишет (Тамтам сзывает посвящённых. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 97), что в возрасте 6-7 лет африканские дети (по крайней мере,…

  • О пережитках матриархата у скандинавов (2).

    Автор - Е. А. Рыдзевская (сокращённый текст). Источник. "Приступая к систематизации тех данных, которые можно рассматривать как пережитки…

  • Об арийской кастовой системе и "наследии предков".

    В результате раскопок вдоль реки Лех к югу от Аугсбурга (Германия) было обнаружена, что люди, жившие здесь между 4750 и 3300 лет назад, были…

  • "Безотцовские люди".

    В записи Аталычество говорилось о том, что отношения и связь между воспитанником и группой, в которой он воспитывался, считались выше, значительнее,…

  • Пережитки матриархата на Кавказе.

    В продолжение предыдущей записи Аталычество. Семейный быт на Кавказе сохранял к концу XIX — началу XX вв. ряд архаических черт. Избегание.…

  • Аталычество.

    Автор - М. О. Косвен (с некоторыми сокращениями). Утвердившийся в кавказоведческой литературе термин аталычество взят от слова аталык, которым…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments