Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Путь охотника".

Э. Л. Лаевская пишет в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы" (БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ. Москва, 1997):

"Верхнепалеолитическое искусство предстаёт в виде единого монолита. От Атлантики до Сибири, от Центральной Европы до Африки формы малой пластики и характер гравировки на камне, кости и роге остаются неизменными, как схожи орудия труда, способы обработки материала, уровень развития производительных сил. Мы имеем дело с какой-то огромной «всемирной цивилизацией», но и у неё есть свой центр и своя периферия. Пещерное искусство — высшее художественное достижение древнего человека — сосредоточено в Западной Европе. Правда, безоговорочность этого положения несколько поколеблена находкой Каповой пещеры на Урале, открытием пещеры в Монголии. Но это лишь те исключения, которые подтверждают правило: основные и многочисленные памятники расположены во франко-кантабрийском районе, на территориях современных Испании, Франции, а также Италии. Небольшой участок Пиренейского перешейка заполнен пещерными памятниками, давая более разреженные ответвления в Северную Испанию, Центральную Францию, Альпы, в окрестности Рима и на крайний юг Апеннинского полуострова вплоть до Сицилии. Во временном промежутке приблизительно между XXX и XII тысячелетиями до н. э. здесь создаются первые известные нам на Земле художественные ансамбли".

Вот эта неравномерность развития культур и цивилизаций началась с самой архаичной древности и будет сохраняться на протяжении всей истории человечества. Спрашивается - от чего зависит эта неравномерность? На мой взгляд, от того, какие люди доминируют в обществе, - умные или дураки. Свои "архимеды" имеются в любом обществе, всегда и везде, но не всегда "архимеды" занимают почётное положение в обществе и не везде им позволено творить. Как говорил Иван Васильевич, "У меня вот тоже один такой был. ... Я его на бочку с порохом посадил. Пущай полетает, эхех".



Ну и, в результате такой "мудрой" политики Ивана Васильевича, Россия оказалась в глубокой заднице (интересно, слово "задница" - матерное или нет? можно ли это слово употреблять после 1 февраля? по-моему, "задница" - это более мягкий вариант "жопы", и поэтому это "кошерное" слово), и Петру Первому пришлось "модернизировать" и "вестернизировать" Россию.

Далее Лаевская пишет:

"Животное почти целиком занимает воображение древнейшего художника. <...> В Европе этого времени свободной ото льда остаётся только узкая полоса земли, и Южная Франция и Испания представляют собой приполярную тундру. В этой белой пустыне самым заметным оказывается крупный зверь. Но зверь не всякий. Не опасные хищники превалируют в этом изобразительном «каталоге». Мамонт, бизон, конь, носорог — крупные травоядные, основные объекты охоты, сильные своей огромностью, мощью, — вот кто привлекает внимание кроманьонских мастеров.

«Существует определённая связь между охотой на крупных зверей и расцветом первоначального искусства. Когда в Дордони и Верхних Пиренеях расцветала... настенная живопись, племена, жившие на юго-западных берегах Атлантики и Средиземноморья, не проявляли никаких видимых способностей; ... охота на улиток и сбор морских ракушек... не питали их воображения, не обогащали их памяти динамическими впечатлениями... Племена, поддерживающие свою жизнь моллюсками, не были ни художниками, ни мастерами, они следовали закону наименьшего усилия...». Так пишет знаток доисторической культуры аббат Анри Брейль
".

Очевидно, появление сугубо мужских инициатических практик было связано с охотой на крупного зверя. В этом смысле весьма показателен иконографический образ Митры.

Митра

Можно сделать предположение, что поединок с быком "распалял" охотника и приводил с появлению такого феномена, как "магический жар". Не всегда и не везде, но, допустим, такие случаи иногда имели место быть. Когда человек испытывает "магический жар", он в это время обладает сверхъестественными, сакральными силами; например, он может перенести на своих плечах тушу убитого быка, как это сделал Митра. И на многое другое он способен, что могут делать только шаманы во время камлания.

И кто же все эти силы подарил охотнику? Убитый им бык. Значит, то был не просто бык, - думал охотник. - За тем быком стоит какое-то неведомое божество, приобщение к которому открывает в человеке самые невероятные способности...

И, наверно, чтобы почтить это божество, на стенах пещер, в самых таинственных местах, древние художники рисовали изображения быков, через которых они получили своего рода "благодать". Очевидно, каждый охотник, испытавший "благодать", рисовал своего зверя. Поэтому, как говорит Лаевская, "животные на стенах пещер повторяются несчётное количество раз. Рядом, на одном участке, варьируются изображения быков, бизонов, коней. Ещё один зверь, и ещё один, и ещё, друг за другом, повернувшись друг к другу, наложившись друг на друга".

Лаевская говорит, что сюжетный отбор изображений не связан с реалиями охоты. Существует какая-то иная система предпочтений. Так, в археологических слоях Ляско зафиксировано множество костей северного оленя, а его воплощение в живописи пещеры отсутствует. Чаще всего в Ляско повторяются фигуры лошади и быка. Та же картина характерна и для других памятников, только бык нередко заменяется бизоном.

Стало быть, охота на оленя не "распаляла" охотников до "магического жара", поэтому олени не изображались на стенах пещер.

И далее Лаевская мимоходом делает замечание, которое следовало бы углубить и развить из-за его чрезвычайно важного смыслового содержания: "Удары копьём нанесены зверям на тех участках стен, где встречаются также знаки женских символов. Часто символы заменены реальными отверстиями, сделанными оружием. Следовательно, в сознании кроманьонца рана и вульва тождественны, а убиение-смерть и зачатие-жизнь, охота и половой акт сливаются в единый цикл умирания и возрождения природных сил".

А тут уже проглядывает и Один на древе, и Христос на кресте.

Один

Здесь речь идёт о "мудрой ране", которая открывает новое - духовное - измерение в человеке. У женщин эта "рана" кровоточит естественным образом, поэтому и "окно" в духовный мир открылось им раньше, нежели мужчинам. А у мужчин эта "рана" открывается искусственным образом, например, во время поединка с диким быком. По сути, этот поединок может быть приравнен к более поздним инициатическим испытаниям. Может быть, настоящие инициатические обряды, известные нам из описаний этнографов, появились в среде охотников и первоначально репрезентировали "путь охотника".
Tags: инициация, искусство, охотники, палеолит, пещеры
Subscribe

Posts from This Сommunity “инициация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments