Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О "сотовой" застройке Чатал-Хююка.

Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" говорит, что "... в храме слоя VI Чатал-Хююка найдена фреска, изображающая улей с последовательными фазами развития пчёл от личинок до взрослых особей. Б. Судски и И. Павлу предлагают социальное толкование сюжета. Они видят в вариациях возраста насекомых отражение различного статуса членов рода [1]. Действительно, в родовой структуре неолита может возникнуть аналогия между устройством роя и организацией человеческого общества. В стенном декоре неподалёку расположенного храма представлен город, разительно схожий с ульем.



Чатал-Хююк 2

Чатал-Хююк 3

Да и реальный план Чатал-Хююка напоминает соты.

Чатал-Хююк

Чатал-Хююк 4

Но социальная интерпретация не исключает иной. Идея перехода одного возраста в другой посвящена всё тому же рождающему и умерщвляющему высшему началу. Улей уподоблен женскому чреву, которое зачинает и вынашивает таинственные ростки жизни, а следовательно, всегда связано с хтоническим, подземным, потусторонним, подобно сакральным пещерам палеолита.

Пчела в восточносредиземноморском мире — постоянный атрибут женского божества. Дж. Мелларт сравнивает её роль в культе анатолийской Великой богини и в культовом комплексе Артемиды Эфесской. До позднейших времён жрицы Артемиды носят название «мелисса» (пчела), а верховный жрец называется «трутень» [2]. Тот же титул - «мелисса» - имеют и жрицы Деметры, Кибелы, Персефоны [3]. В статье И. Маразова собран обширный материал о родстве различных эманаций Богини-матери с пчелой в хеттском, критском, греческом, римском наследии вплоть до остаточных воспоминаний об их близости в представлениях христианской эпохи [4]. Более того. Память о священном браке Богини-пчелы и Бога-быка навечно закреплена в религии и мифологии, в прозаической литературе и поэзии, в фольклоре и языке древней и средневековой Европы [5]. В этой связи упоминаются имена Вергилия и Овидия, Диодора и Павсания, Аппиана, Варрона, Порфирия... В маленьких глиняных постройках малоазийского города конца VII - начала VI тысячелетия до н. э., в рисунках на их стенах закладывается фундамент нашей цивилизации.

Под «пчелиной» фреской расположен фриз, на котором в три ряда в шахматном порядке изображены имитации отпечатков левой ладони человеческой руки. Они есть и в других раскопанных помещениях и выделяются красной, розовой, серой, чёрной раскраской на светлом фоне обмазки, сплошь покрывая поверхность стены или образуя бордюр вокруг центральных композиций. Это поразительный по неожиданности мотив, впрямую возвращающий нас к художественным истокам человечества, к искусству палеолита. Там, в пещерах, гротах, навесах, среди быков, бизонов, коней, мамонтов, след руки, запечатлённой красной охрой на каменном основании, служит одним из самых распространённых сюжетов. Почему же он возрождается здесь, в новом стадиальном и семантическом контексте, наполненном присутствием анатолийской Магна Матер? Дело в том, что рука в чатал-хююкской стенописи связана с Богиней не меньше, чем роженица, бык или улей. Противопоставление левого — правого существенно для мифологии и фольклора. Оно способствует не только пространственной ориентации, не только разграничению сакрального и профанного, доброго и злого. В палеолите, по Леруа-Гурану, левая сторона священна, она символизирует женское начало в противовес правому, мужскому [6]. И в Чатал-Хююке в постоянной повторяемости лишь левой ладони через века пронесено и закреплено свидетельство о присутствии здесь женского божества [7]. А в балканском свадебном фольклоре вплоть до XIX века сохраняется память о «левой пчеле» — символе брака, зачатия и рождения [8]. Таков смысл сближения улья и рук в композиционной схеме чатал-хююкского комплекса".
---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Морозов И. Богът-бик и боги-нята-пчела от Чатал-Хюйюк — началото на един мит. — Изкуство, 1981 ,№ 9/10, с. 55.
[2] Cook А. В. The Bee in Greek Mythology. - JHS, 1985, XV, p.l.
[3] Здесь можно вспомнить строки О. Мандельштама, интуитивно воспринявшего глубинные смыслы древних мифологических пластов:
«Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного мёда,
Как нам велели пчёлы Персефоны». (Tristia)
[4] Морозов И. Указ.соч., с. 52-63.
[5] Там же, с. 56-58.
[6] Leroi-GourhanA. Les religions de la prehistoric. Paris, 1965, p. 76.
[7] Иванов В. В. Чатал-Гююк и Балканы. Проблемы этнических связей и культурных контактов. М., 1979, с. 9-10; Антонова Е. О характере религиозных представлений неолитических обитателей Анатолии. В кн.: Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 1979, с. 34.
[8] Морозов И. Указ, соч., с. 55. См.: Быт 8:21-22.
Tags: Чатал-Хююк, пчела
Subscribe

Posts from This Сommunity “Чатал-Хююк” Tag

  • Грифы Чатал-Хююка.

    Источник картинки. Мало кому нравятся падальщики-грифы. Этих хищников издавна считают самыми отвратительными птицами на свете, поскольку их…

  • Самые древние зеркала.

    Самые древние зеркала на Ближнем Востоке происходят из Чатал-Хююка и датируются примерно 6 000 лет до нашей эры. Эти зеркала представляют собой…

  • О культе быка в Чатал-Хююке.

    Читая статью Е.Г. Вырщикова " Культ быка в ку л ьтуре Чатал-Хююк", я обратил внимание на нижеследующее изображение.…

  • О "женской" символике святилищ Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что "в…

  • Бестиарий Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что…

  • О "дворцах" минойского Крита.

    Ю. В. Андреев в своей монографии "От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тыс. до н.…

  • Молочное родство.

    "Кровное родство в знаменитом поселении Чатал-Хююк, существовавшем 8,5 тысяч лет назад, играло второстепенную роль, считает Мацей Чиленски,…

  • Сивиллы и пифии.

    В недавней записи " О Дельфийском пророчестве" я, вступив в полемику с loreley10, искал аргументы в пользу той точки зрения,…

  • Культурная преемственность от Чатал-Хююка до Дельф.

    Из книги Моники Сьё и Барбары Мор " Великая космическая мать. Новое открытие религии Земли". Чатал-Хююк процветал между 6500 и 5650 гг. до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments