Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О "сотовой" застройке Чатал-Хююка.

Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" говорит, что "... в храме слоя VI Чатал-Хююка найдена фреска, изображающая улей с последовательными фазами развития пчёл от личинок до взрослых особей. Б. Судски и И. Павлу предлагают социальное толкование сюжета. Они видят в вариациях возраста насекомых отражение различного статуса членов рода [1]. Действительно, в родовой структуре неолита может возникнуть аналогия между устройством роя и организацией человеческого общества. В стенном декоре неподалёку расположенного храма представлен город, разительно схожий с ульем.



Чатал-Хююк 2

Чатал-Хююк 3

Да и реальный план Чатал-Хююка напоминает соты.

Чатал-Хююк

Чатал-Хююк 4

Но социальная интерпретация не исключает иной. Идея перехода одного возраста в другой посвящена всё тому же рождающему и умерщвляющему высшему началу. Улей уподоблен женскому чреву, которое зачинает и вынашивает таинственные ростки жизни, а следовательно, всегда связано с хтоническим, подземным, потусторонним, подобно сакральным пещерам палеолита.

Пчела в восточносредиземноморском мире — постоянный атрибут женского божества. Дж. Мелларт сравнивает её роль в культе анатолийской Великой богини и в культовом комплексе Артемиды Эфесской. До позднейших времён жрицы Артемиды носят название «мелисса» (пчела), а верховный жрец называется «трутень» [2]. Тот же титул - «мелисса» - имеют и жрицы Деметры, Кибелы, Персефоны [3]. В статье И. Маразова собран обширный материал о родстве различных эманаций Богини-матери с пчелой в хеттском, критском, греческом, римском наследии вплоть до остаточных воспоминаний об их близости в представлениях христианской эпохи [4]. Более того. Память о священном браке Богини-пчелы и Бога-быка навечно закреплена в религии и мифологии, в прозаической литературе и поэзии, в фольклоре и языке древней и средневековой Европы [5]. В этой связи упоминаются имена Вергилия и Овидия, Диодора и Павсания, Аппиана, Варрона, Порфирия... В маленьких глиняных постройках малоазийского города конца VII - начала VI тысячелетия до н. э., в рисунках на их стенах закладывается фундамент нашей цивилизации.

Под «пчелиной» фреской расположен фриз, на котором в три ряда в шахматном порядке изображены имитации отпечатков левой ладони человеческой руки. Они есть и в других раскопанных помещениях и выделяются красной, розовой, серой, чёрной раскраской на светлом фоне обмазки, сплошь покрывая поверхность стены или образуя бордюр вокруг центральных композиций. Это поразительный по неожиданности мотив, впрямую возвращающий нас к художественным истокам человечества, к искусству палеолита. Там, в пещерах, гротах, навесах, среди быков, бизонов, коней, мамонтов, след руки, запечатлённой красной охрой на каменном основании, служит одним из самых распространённых сюжетов. Почему же он возрождается здесь, в новом стадиальном и семантическом контексте, наполненном присутствием анатолийской Магна Матер? Дело в том, что рука в чатал-хююкской стенописи связана с Богиней не меньше, чем роженица, бык или улей. Противопоставление левого — правого существенно для мифологии и фольклора. Оно способствует не только пространственной ориентации, не только разграничению сакрального и профанного, доброго и злого. В палеолите, по Леруа-Гурану, левая сторона священна, она символизирует женское начало в противовес правому, мужскому [6]. И в Чатал-Хююке в постоянной повторяемости лишь левой ладони через века пронесено и закреплено свидетельство о присутствии здесь женского божества [7]. А в балканском свадебном фольклоре вплоть до XIX века сохраняется память о «левой пчеле» — символе брака, зачатия и рождения [8]. Таков смысл сближения улья и рук в композиционной схеме чатал-хююкского комплекса".
---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Морозов И. Богът-бик и боги-нята-пчела от Чатал-Хюйюк — началото на един мит. — Изкуство, 1981 ,№ 9/10, с. 55.
[2] Cook А. В. The Bee in Greek Mythology. - JHS, 1985, XV, p.l.
[3] Здесь можно вспомнить строки О. Мандельштама, интуитивно воспринявшего глубинные смыслы древних мифологических пластов:
«Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного мёда,
Как нам велели пчёлы Персефоны». (Tristia)
[4] Морозов И. Указ.соч., с. 52-63.
[5] Там же, с. 56-58.
[6] Leroi-GourhanA. Les religions de la prehistoric. Paris, 1965, p. 76.
[7] Иванов В. В. Чатал-Гююк и Балканы. Проблемы этнических связей и культурных контактов. М., 1979, с. 9-10; Антонова Е. О характере религиозных представлений неолитических обитателей Анатолии. В кн.: Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 1979, с. 34.
[8] Морозов И. Указ, соч., с. 55. См.: Быт 8:21-22.
Tags: Чатал-Хююк, пчела
Subscribe

Posts from This Сommunity “Чатал-Хююк” Tag

  • "Очумелые ручки" Чатал-Хююка.

    Из статьи Линн Мескелл " Общество вещей: фигурки животных на весах материальной культуры Чатал-Гююка" ( A society of things: animal…

  • Дж. Мелларт о религии Чатал-Хююка.

    Дж. Мелларт пишет: " В рельефах [Чатал-Хююка] антропоморфный облик всегда придавался только богине, а мужское божество выступало в виде бычьей…

  • Дж. Мелларт о Чатал-Хююке.

    Дж. Мелларт пишет: " Занимая площадь 13 га, Чатал Хююк является самым большим неолитическим поселением на Ближнем Востоке, но из всей территории…

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Большой дом минангкабау.

    Интересно, как современное матриархальное общество минангкабау "тютелька в тютельку" воспроизводит древнейшие неолитические протогорода.…

  • О гендерном равенстве Чатал-Хююка.

    “Thanks to modern scientific techniques, we have seen that women and men were eating very similar foods, lived similar lives and worked in…

  • Homo Ludens Чатал-Хююка.

    Решил добавить в сообщество свою старую запись Больные не играют, естественно, с некоторыми дополнениями. Йохан Хёйзинга в своей знаменитой книге…

  • Почти Чатал-Хююк.

    Сар-Ага-Сейед - деревня в сельском округе Мианку-э-Могуйи, в центральном районе округа Кухранг, провинции Чахармахал и Бахтиари, Иран Источник…

  • О похолодании около 6200 г. до н. э.

    Прорыв приледникового озера Агассис в Атлантический океан около 6200 г. до н. э. привело к спуску в океан до 200 тысяч км 3 холодной пресной воды…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments