
Керамическая чаша с изображением движущихся рыб, птиц и свастики. Самаррская культура. V тыс. до н. э.

Самаррская культура. V тыс. до н. э.
"По кругу движутся орнаменты сосудов Самарры. Бесконечное круговое вращение лежит в основе и характерного для всего последующего искусства Передней Азии цилиндра-печати, в откатке которого многократно повторяется матрица оригинала. Это «динамическое», пользуясь терминологией А. Бергсона, мироощущение соответствует первым земледельческим религиям с их представлением о цикличности мира, о вечном возрождении и умирании, вечном круговращении бытия и небытия" (Э. Л. Лаевская. Мир мегалитов и мир керамики).
Что мы здесь видим? - Типично матриархальный менталитет. И при всём при этом самаррская культура подобна мощнейшей вспышке сверхновой звезды. Насколько известно по данным археологии, самаррские общины первыми ввели культуру льна, шестирядного ячменя и изобрели искусственное орошение — ирригацию (см. находка оросительного канала в Чога-Мами). Изобретение ирригации оказалось технологическим прорывом, позволившим освоить очень плодородные, но крайне засушливые области Южной Месопотамии — будущей «колыбели цивилизации». Самаррцы могли быть в числе основателей первых постоянных поселений там: древнейшая известная культура Южной Месопотамии — убейдская — сформировалась под сильным самаррским влиянием.