Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о халафской культуре.

Немногие наверное слышали название деревушки Тель Халаф, расположенной в сирийском Курдистане, в паре сотен метров от железной дороги, разделяющей Сирию и Турцию. А между тем, там находится один из интереснейших археологических памятников, уходящий своими корнями в незапамятные до-шумерские времена.

Своим открытием Тель Халаф обязан одному из самых амбициозных германских проектов рубежа XIX-XX веков - прокладке Багдадской железной дороги. Она была призвана соединить Берлин и Багдад, а в перспективе выйти к Персидскому заливу, обеспечив Германской империи прорыв на восток в обход морских путей, контролируемых англичанами.

Берлин - Багдад
План Багдадской железной дороги (Малая Советская энциклопедия, 1929)

В 1899 году директор Дойче Банка, основного финансиста проекта Багдадской дороги, обратился к немецкому дипломату и знатоку востока Максу фон Оппенгейму с просьбой оценить на местности маршрут дороги между сирийским Алеппо и нефтеносным иракским Мосулом (и Сирия, и Ирак входили тогда в состав Османской империи и управлялись турками). Поскольку немцы пытались представить свой проект как чисто коммерческое предприятие, то германский МИД, опасаясь трений с Британией, не разрешил Оппенгейму возглавить миссию официально, и тот отправился в экспедицию как "индивидуальный путешественник".

Во время приближения экспедиции Оппенгейма к городку Рас-эль-Айну, будущей железнодорожной станции Багдадской дороги (см. карту выше), кочевавшие в окрестностях бедуины рассказали путешественнику о страшных каменных идолах, найденных местными жителями-чеченцами на расположенном неподалеку от Рас-эль-Айна холме. Будучи любителем археологии, Оппенгейм сумел упросить чеченского старосту показать ему место, называемое Тель Халаф ("холм уснувшего города"). Там он сразу наткнулся на необычные изваяния и рельефы.

У Оппенгейма было совсем немного времени на осмотр Тель Халафа - через три дня экспедиция должна была двигаться дальше. Он раскопал несколько статуй, сфотографировал их, а потом вновь засыпал землей и продолжил свой маршрут. По возвращении, Оппенгейм опубликовал статью в Журнале берлинского географического общества, где рассказал о своих находках.

богиня
Макс фон Оппенгейм. Фото из статьи о Тель Халафе, 1901  

Вторая экспедиция к Тель Халафу началась в 1911 году и была прекрасно организована. Одной из самых впечатляющих находок экспедиции оказалось изваяние "сидящей богини", которая стала любимицей Оппенгейма, он даже называл её "моя Венера".

богиня 2
Макс фон Оппенгейм. Раскопка сидящей богини, 1912

богиня 3
Макс фон Оппенгейм. Статуи большой и малой богинь, 1911

Эти находки принадлежали к арамейскому царству Бит-Бахиани, появившемуся после распада Хеттской державы в XI-X веках до н.э. Столицей Бит-Бахиани стал город под названием Гузана, через тридцать веков превратившийся в пустынный Тель Халаф. Процветание Бит-Бахиани как государства продолжалось недолго - всего два столетия. В начале IX века вновь  ассирийцы завоевали это арамейское царство. По иронии судьбы, конец арамейской политической независимости стал началом эры распространения арамейского языка. Отчасти это произошло благодаря ассирийцам, которые переселяли большие группы людей из покорённых стран на свои территории. Также буквенная арамейская письменность была значительно более простой чем клинопись, вследствие чего арамейский язык всё глубже проникал в Месопотамию, постепенно став языком международного общения для всего ближневосточного региона и использовался в этой роли несколько веков, вплоть до времен Иисуса Христа.

В 1929 году Опппенгейм начал новые раскопки в Тель Халафе, всё больше углубляясь в недра холма. Здесь его ждали находки, которые хотя и были внешне менее выразительны, чем статуи дворцов Гузаны, но для археологии имели даже более важное значение. Были обнаружены амулеты с изображениями быков и баранов, глиняные фигурки сидящих женщин, керамическая посуда характерной яйцевидной формы. И все эти находки датировались концом VI - V тысячелетиями до н.э., т.е. были чуть не втрое старше, чем предметы, относящиеся ко временам арамеев (и почти вдвое древнее египетских пирамид). Оказалось, что Макс фон Оппенгейм нашёл в Тель Халафе остатки одной из древнейших земледельческих культур человечества.

богиня 4
Женские фигурки. Халафская культура, 6100-5000 гг. до н.э. Лувр, Париж.

После открытия Оппенгейма термин "халафская культура" прочно вошёл во все научные труды и учебники. Её следы встречают от верховьев Евфрата до гор Тавра. Все халафские антропоморфные фигурки изображают женщин (как правило присевших, с преувеличенной грудью). На схематичное изображение головы иногда краской наносили большие глаза с ресницами, в некоторых случаях имелся головной убор в форме невысокого цилиндра. Некоторые статуэтки изображены сидящими на толстых дисках или на своеобразном «табурете».

Халафская терракотовая статуэтка
Халафская терракотовая статуэтка.

В 1929 году Оппенгейм перевёз археологические находки из Тель Халафа в Алеппо по уже функционировавшей Багдадской железной дороге и открыл музей, целиком посвящённый Тель Халафу. Музей был открыт в здании заброшенного литейного цеха в промышленной зоне района Шарлоттенбург, но несмотря на это пользовался большой популярностью и наплыв посетителей в 30-е годы был огромным.

музей
Макс фон Оппенгейм. Реконструкция портика храма-дворца в музее Тель Халафа, 1930

В ноябре 1943 произошла катастрофа. Во время бомбардировки Берлина британской авиацией в здание музея попала зажигательная фосфорная бомба. Возник большой пожар, в котором вспыхнула просмолённая крыша здания и доски пола, пропитанные маслом. Всё, что могло гореть, сгорело. Базальтовые статуи раскалились, и когда огонь начали тушить холодной водой их начало разрывать на части. За одну ночь музей Тель Халаф превратился в бесформенную груду обломков на пепелище...

В 1993 году ящики с обломками обнаружили при очередной инвентаризации, и в 2001 году возник проект восстановления статуй Тель Халафа, который взялись финансировать банковский дом Оппенгейм и Фонд Прусского культурного наследия. Работа предстояла фантастически трудная: перед реставраторами оказалось 27000 кусков базальтового щебня, разложенных на огромных столах для сортировки.

музей 2
Малый сортировочный зал. Берлин, 2003. Источник: http://e-wiki.org/tr/images/Tell_halaf_berlin

Трудно представить, как реставраторам удалось справиться со своей задачей, но почти 30 скульптур действительно удалось собрать заново. На это ушло девять лет кропотливой работы. Впервые восстановленные статуи показали публике в 2011 году на большой выставке в Пергамском музее Берлина.

богиня 5
Сидящая богиня, любимица Оппенгейма

богиня 6

Эта статуя была собрана из более чем 1000 кусков, при этом использован только клей и цемент, никакого дополнительного металлического крепежа или арматуры не применялось.

Использованные источники:
1. Воскресшие боги Тель Халафа
2. Википедия
3. Халафская культура

Tags: Месопотамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “Месопотамия” Tag

  • О нелёгком труде хлебороба.

    М. Б. Медникова в своей монографии " Биоархеология детства в контексте раннеземледельческих культур Балкан, Кавказа и Ближнего Востока"…

  • Община и государство в древней Ларсе.

    Н. В. Козырева в своей монографии "Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни" (М., 1988. С. 28-29) пишет: "Из того, что только часть…

  • Исход из родовой жизни.

    "Важно обратить внимание на то, что Яхве постоянно требует от своего народа, чтобы он выходил из того места, где был укоренён в родовой жизни:…

  • Дж. Мелларт о халафской культуре.

    В продолжение записи Немного о халафской культуре. " Халафская культура была особенно мощным образованием, не имевшим ничего общего с…

  • Немного о самаррской культуре.

    Керамическая чаша с изображением движущихся рыб, птиц и свастики. Самаррская культура. V тыс. до н. э. Самаррская культура. V тыс. до н. э.…

  • "Глазные идолы".

    Продолжим тему "глазных идолов", начатую в статье О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита. "Глазные идолы" Телль-Брака…

  • Мифология на "изломе" матриархата.

    В целом, шумерская мифология напоминает эллинскую. У древних греков было представление о том, что три брата - Зевс, Посейдон и Аид - поделили между…

  • Энлиль и Нинлиль.

    Бог Энлиль. Господин небесных энергий ( Эн – это «господин», «князь». А лиль – это «гроза»,…

  • Арийская экспансия в Месопотамии.

    Торкильд Якобсен в своей монографии "Сокровища тьмы" пишет: " Насколько мы можем судить, IV тысячелетие, как и времена,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments