Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Сходство между кукутень-трипольским и крито-минойским орнаментом.

Э. Л. Лаевская подметила сходство между кукутень-трипольским и крито-минойским орнаментом вазописи.

"В керамике Северного Двуречья [между Дунаем и Днепром] даже подвижное изображение включено в круг или ограничено чёткой формой тарелки, бокала, чаши. Ленточный орнамент стелется по стенкам сосуда, переползает на горло, ручки, уходит за круговую рамку днища. Узор не подчиняется конструкции изделия, живёт по своим законам. Динамика художественного мышления оборачивается постепенным высвобождением орнамента из-под власти формы. Разорванные пересекающиеся ленты, заполненные параллельными линиями; сгустки энергии — закрученные спирали, выявляющие интенсивную внутреннюю жизнь узора; летящие спирали, как бы вытолкнутые длинной ножкой, на конце которой они повисают. На сосуде из поселения Журы завитки, отходящие от главного стержня, напоминают процветшие ветви, орнамент прямо ассоциируется с органической природой, останавливается на грани декора и изобразительной вегетативности. Не закономерность и регулярность природных чередований и смен, а сама смена, переход из одного состояния в другое акцентируется и в спиральных рисунках керамики, и в спиральных украшениях построек; может быть, та же идея лежит и в основе кругового или спирального расположения трипольских домов [1]. В упругих завитках, в прорастающих ответвлениях, в живой органике керамического узора провидится близость с бегущими спиралями и растительными орнаментами минойского Крита. Сходство не только образное, но и фактическое: таблица вариантов спирали расписной дунайской керамики, составленная Ф. Шахермейром [2], почти целиком приложима к будущей критской вазописи."

Трипольская керамика

Понятно, что все эти "завитушки" - дело женских рук; мужчины склонны во всём к прямолинейности.

Было бы интересно провести параллели с хохломой — старинным русским народным промыслом, появившимся в XVII веке в селе Хохлома. В Сети можно прочитать упоминания какого-то старинного предания, согласно которому "в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками".

Википедия говорит, что "по наиболее распространённой версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надёжно укрытых в глухомани лесов, было немало старообрядцев, то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры". Вот они, дескать, и почали выводить на посуде цветочки да ягодки.

хохлома

Впрочем, та же Википедия указывает и альтернативное мнение, согласно которому хохлома развилась из  местных поволжских традиций посудного ремесла. "Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных сёлах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка".

Моя жена много лет отработала на липецкой фабрике народных промыслов, расписывала всякие деревянные вещицы, и она говорит, что у них там среди мастеров по росписи мужчины были редкими исключениями, а в основном росписью занимались женщины.

хохлома 2

Наверно, так же обстояло дело и в нижегородских ремесленных сёлах: рисовать ягодки да цветочки мужчинам "не с руки".
-----------------------------------------------------------------------------------
[1] Формозов А. А. Археологические путешествия. М., 1974, с. 52.
[2] Schachermeyr F. Die altesten Kulturen Griechenlands. Stuttgart, 1955,8.101, Abb. 19.
Tags: Триполье, орнамент, сосуды
Subscribe

Posts from This Сommunity “Триполье” Tag

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Кукутень-трипольские мумии?

    Слева - вырезанная фигурка из Драгушень ( Draguşeni), культура Кукутень, фаза A (конец VI тысячелетия до нашей эры). Справа - реконструкция…

  • К вопросу о мегапоселениях Кукутень-Триполья.

    У TravelManiac прочитал Как знакомятся и женятся оленеводы в тундре. Часто на Дне оленевода знакомятся. И, что самое интересное, - " раньше…

  • Трипольские мегапоселения сформировали "иммигранты"?

    Подумалось: а что, если мегапоселения Трипольской культуры были своего рода "муравейниками", где, как и у муравьёв, женщины трудились, в то…

  • Социальная характеристика Триполья.

    Что мы разумеем под матриархальной культурной традицией? 1. Матрилинейный счёт родства и, соответственно, наследование от матери к дочери. 2.…

  • заметка

    Совмещение мотива «хоровода» и «змеиного» орнамента в Кукутени-Трипольской керамике. И лабиринт тут тоже просматривается.…

  • Центр и периферия Старой Европы.

    "Первичными центрами распространения земледелия в Европе стали области речных долин Фессалии, Македонии и Восточной Фракии, где природные…

  • Сходство.

    Как говорит maximus101, это макет дома, найденный на территории северо-западной Болгарии, ок. 5000 до н. э. А это, типа, модель…

  • Гипотеза.

    Для культуры Винча была характерна традиция сжигания домов, на месте которых строили новые. На территории исследованного поселения установлено,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments