Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Сходство между кукутень-трипольским и крито-минойским орнаментом.

Э. Л. Лаевская подметила сходство между кукутень-трипольским и крито-минойским орнаментом вазописи.

"В керамике Северного Двуречья [между Дунаем и Днепром] даже подвижное изображение включено в круг или ограничено чёткой формой тарелки, бокала, чаши. Ленточный орнамент стелется по стенкам сосуда, переползает на горло, ручки, уходит за круговую рамку днища. Узор не подчиняется конструкции изделия, живёт по своим законам. Динамика художественного мышления оборачивается постепенным высвобождением орнамента из-под власти формы. Разорванные пересекающиеся ленты, заполненные параллельными линиями; сгустки энергии — закрученные спирали, выявляющие интенсивную внутреннюю жизнь узора; летящие спирали, как бы вытолкнутые длинной ножкой, на конце которой они повисают. На сосуде из поселения Журы завитки, отходящие от главного стержня, напоминают процветшие ветви, орнамент прямо ассоциируется с органической природой, останавливается на грани декора и изобразительной вегетативности. Не закономерность и регулярность природных чередований и смен, а сама смена, переход из одного состояния в другое акцентируется и в спиральных рисунках керамики, и в спиральных украшениях построек; может быть, та же идея лежит и в основе кругового или спирального расположения трипольских домов [1]. В упругих завитках, в прорастающих ответвлениях, в живой органике керамического узора провидится близость с бегущими спиралями и растительными орнаментами минойского Крита. Сходство не только образное, но и фактическое: таблица вариантов спирали расписной дунайской керамики, составленная Ф. Шахермейром [2], почти целиком приложима к будущей критской вазописи."

Трипольская керамика

Понятно, что все эти "завитушки" - дело женских рук; мужчины склонны во всём к прямолинейности.

Было бы интересно провести параллели с хохломой — старинным русским народным промыслом, появившимся в XVII веке в селе Хохлома. В Сети можно прочитать упоминания какого-то старинного предания, согласно которому "в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками".

Википедия говорит, что "по наиболее распространённой версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надёжно укрытых в глухомани лесов, было немало старообрядцев, то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры". Вот они, дескать, и почали выводить на посуде цветочки да ягодки.

хохлома

Впрочем, та же Википедия указывает и альтернативное мнение, согласно которому хохлома развилась из  местных поволжских традиций посудного ремесла. "Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных сёлах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка".

Моя жена много лет отработала на липецкой фабрике народных промыслов, расписывала всякие деревянные вещицы, и она говорит, что у них там среди мастеров по росписи мужчины были редкими исключениями, а в основном росписью занимались женщины.

хохлома 2

Наверно, так же обстояло дело и в нижегородских ремесленных сёлах: рисовать ягодки да цветочки мужчинам "не с руки".
-----------------------------------------------------------------------------------
[1] Формозов А. А. Археологические путешествия. М., 1974, с. 52.
[2] Schachermeyr F. Die altesten Kulturen Griechenlands. Stuttgart, 1955,8.101, Abb. 19.
Tags: Триполье, орнамент, сосуды
Subscribe

Posts from This Сommunity “Триполье” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments