Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Элизий крито-минойской культуры.

В подтверждение того, что никакого реального царя Миноса на Крите не существовало и до вторжения греков-ахейцев у критян не было ни царей, ни патриархального государства, высказывается Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики":

"О неизжитых элементах общинного строя говорят исследователи социальной жизни Крита. Матриархальный характер критской мифологии и критского культа, влекущий за собой женственность идеала красоты, одежды, быта отмечают историки религий [1]. На «пережитки очень древних традиций» указывают археологи, изучавшие раннюю архитектуру Кносса [2]. Критские дворцы — Старые, возникшие на рубеже III - II тысячелетия до н. э., и Новые,  сменившие их около XVII в. до н. э., — состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений. Они настолько не подчинены регулярному плану, настолько прихотливы и  запутанны, что рождают образ Лабиринта, из которого нет выхода. На Крите вокруг дворцов и поселений нет оборонительных стен, которые ограничивают их естественный рост, отделяют их от окружающего пространства. Нет монументальных памятников и ансамблей, требующих чёткой структурной формы. На Крите отсутствуют стенные надписи, отсутствует желание сохранить в веках память о себе. Можно согласиться с Ю. Е. Чистяковым, что, вероятнее всего, записанных хроник или литературных произведений просто не было [3]. Литературное творчество не записывалось, оно было устным [4]. Культура, вся основывающаяся на движении, растворении и созидании, возрождении и умирании, не испытывает необходимости закреплять своё историческое существование в надписях на стенах храмов и дворцов или в анналах летописей. Для неё естественнее выразить себя в мифе или в росписи хрупкого керамического сосуда. Даже вооружение критян, даже способы ведения боя говорят о той же направленности — например, тяжёлый панцирь неизвестен на острове до позднеминойского периода [5], а фехтование и кулачный бой [6], требующие от противников лёгкости и подвижности, достигают высокой ступени развития. «Все течёт» — эта мысль эфесца Гераклита через тысячелетие как бы улавливает и концентрирует в себе мироощущение древней Эгеи".

Для "мужских", патриархальных, авраамических религий - иудейства, христианства, мусульманства - вовсе не характерно обожествление природного начала. На фоне этих религий крито-минойская культура выглядит как "белая ворона".

"Обожествление вегетативной жизни также не вызывает сомнений — оно естественно для религии Крита с поклонением Богине-матери и её спутнику — юному богу растительности. Минойский Крит, по-видимому, изобилует девственными лесами, «и строительный лес, который доставляли Тутмосу III... кефтиу, оставался обычным материалом для постройки кораблей во всём Средиземноморье» [7]. Культ дерева, зафиксированный многими изображениями глиптики, подтверждается существованием священной кипарисовой рощи около пещеры Зевса на Иде [8]. Почитается и отдельная ветвь — она возлагается наряду с кувшином для возлияний и лабрисом к «рогам посвящения» [9], а на вазах растительного стиля мы видим изображение ветки оливы или плюща. Чтима и виноградная лоза: на кувшине с Феры коллекции Афинского национального археологического музея помещён орнамент из гроздьев винограда. Ныне скалистый Крит славится в древности не только своими лесами — он вообще считается одним из наиболее плодородных и цветущих островов [10]. Для нужд парфюмерии используются анис и шафран, фиалки и розы [11], а соседний Кипр и в греческое время называют «благовонным островом». Шафран и крокус посвящены Великой богине [12]. В схолиях на Гесиода сказано, что бык-Зевс, похитивший собиравшую цветы Европу, «из пасти своей дышал шафраном» [13], а известная кносская фреска «Собиратель шафрана» некоторыми исследователями ставится в связь с Элевсином [14].

Собиратель шафрана

Примеры можно было бы продолжить, но и из сказанного ясно, что обожествление мира в целом и во всех его проявлениях, пантеизм, который знаком нам по греческой религии, делает в минойском искусстве священным всё изображаемое, и нет ничего, что выходило бы за грани этого живого, произрастающего и цветущего божественного космоса. В нём нет места многим сторонам жизни — например, труду или войнам, хорошо известным в рельефе и живописи Египта. Цветы и травы, бабочки и птицы, животные и люди создают в своей совокупности некое подобие Элизия, страны блаженных, где жизнь и смерть безболезненно переходят одна в другую в вечном космическом процессе".

Schwabe_Carlos_Elysian_Fields
Елисейские поля. Карлос Швабе; 1903 год.

Вот такую благостную картину рисует нам крито-минойская культура. Правда, была и другая сторона минойской религии, повёрнутая не только к возрождению природы, но и к её умиранию, «уподоблению её бессмертной человеческой душе» [15]. Именно это двуединство будет впоследствии закреплено на греческой почве в мистериях Деметры и Персефоны.

Лоренцо Бернини похищение Прозерпины

---------------------------------------------------------------------------------
[1] См., напр.: Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957, с. 263.
[2] Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950, с. 116.
[3] Чистяков Ю. Е. Дешифровка линейного письма В и проблема микенских традиций в изучении истории культуры послемикенской и архаической Греции. — Труды ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1962, с. 70.
[4] Гринцер П. А. Две эпохи литературных связей. — В кн.: Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1971, с. 12.
[5] Пендлбери Дж. Указ, соч., с. 288.
[6] Сохранился великолепный фрагмент фрески с острова Фера (Санторин) с изображением кулачных бойцов.

кулачный бой

[7] Пендлбери Дж. Указ, соч., с. 34.
[8] Лосев А. Ф. Указ, соч., с. 105. На с. 113 — выдержка из Лукреция о горе Иде как родине всех земных злаков.
[9] Пендлбери Дж. Указ., соч., с. 290.
[10] Там же, с. 35.
[11] Яйленко В. П. Рецензия на книгу: Stella L.A. La civilta micenea nei document! contemporanei. Roma, 1965. — ВДИ, 1970, № 4, c. 156.
[12] Богаевский Б. Л. Крит и Микены. М.-Л., 1924, с. 116.
[13] Лосев А. Ф. Указ, соч., с. 198.
[14] Богаевский Б. Л. Мужское божество на Крите. — В кн.: Яфетический сборник. Т.6. 1930, с. 179 (со ссылкой на: Deonna L. Quelques croyances superstitieuSes de la Grace ancienne. — «Revue des etudes grecques», 1929, N195-196, p. 119).
[15] Лосев А. Ф. Указ, соч., с. 274-275.

Tags: Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments