Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Элизий крито-минойской культуры.

В подтверждение того, что никакого реального царя Миноса на Крите не существовало и до вторжения греков-ахейцев у критян не было ни царей, ни патриархального государства, высказывается Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики":

"О неизжитых элементах общинного строя говорят исследователи социальной жизни Крита. Матриархальный характер критской мифологии и критского культа, влекущий за собой женственность идеала красоты, одежды, быта отмечают историки религий [1]. На «пережитки очень древних традиций» указывают археологи, изучавшие раннюю архитектуру Кносса [2]. Критские дворцы — Старые, возникшие на рубеже III - II тысячелетия до н. э., и Новые,  сменившие их около XVII в. до н. э., — состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений. Они настолько не подчинены регулярному плану, настолько прихотливы и  запутанны, что рождают образ Лабиринта, из которого нет выхода. На Крите вокруг дворцов и поселений нет оборонительных стен, которые ограничивают их естественный рост, отделяют их от окружающего пространства. Нет монументальных памятников и ансамблей, требующих чёткой структурной формы. На Крите отсутствуют стенные надписи, отсутствует желание сохранить в веках память о себе. Можно согласиться с Ю. Е. Чистяковым, что, вероятнее всего, записанных хроник или литературных произведений просто не было [3]. Литературное творчество не записывалось, оно было устным [4]. Культура, вся основывающаяся на движении, растворении и созидании, возрождении и умирании, не испытывает необходимости закреплять своё историческое существование в надписях на стенах храмов и дворцов или в анналах летописей. Для неё естественнее выразить себя в мифе или в росписи хрупкого керамического сосуда. Даже вооружение критян, даже способы ведения боя говорят о той же направленности — например, тяжёлый панцирь неизвестен на острове до позднеминойского периода [5], а фехтование и кулачный бой [6], требующие от противников лёгкости и подвижности, достигают высокой ступени развития. «Все течёт» — эта мысль эфесца Гераклита через тысячелетие как бы улавливает и концентрирует в себе мироощущение древней Эгеи".

Для "мужских", патриархальных, авраамических религий - иудейства, христианства, мусульманства - вовсе не характерно обожествление природного начала. На фоне этих религий крито-минойская культура выглядит как "белая ворона".

"Обожествление вегетативной жизни также не вызывает сомнений — оно естественно для религии Крита с поклонением Богине-матери и её спутнику — юному богу растительности. Минойский Крит, по-видимому, изобилует девственными лесами, «и строительный лес, который доставляли Тутмосу III... кефтиу, оставался обычным материалом для постройки кораблей во всём Средиземноморье» [7]. Культ дерева, зафиксированный многими изображениями глиптики, подтверждается существованием священной кипарисовой рощи около пещеры Зевса на Иде [8]. Почитается и отдельная ветвь — она возлагается наряду с кувшином для возлияний и лабрисом к «рогам посвящения» [9], а на вазах растительного стиля мы видим изображение ветки оливы или плюща. Чтима и виноградная лоза: на кувшине с Феры коллекции Афинского национального археологического музея помещён орнамент из гроздьев винограда. Ныне скалистый Крит славится в древности не только своими лесами — он вообще считается одним из наиболее плодородных и цветущих островов [10]. Для нужд парфюмерии используются анис и шафран, фиалки и розы [11], а соседний Кипр и в греческое время называют «благовонным островом». Шафран и крокус посвящены Великой богине [12]. В схолиях на Гесиода сказано, что бык-Зевс, похитивший собиравшую цветы Европу, «из пасти своей дышал шафраном» [13], а известная кносская фреска «Собиратель шафрана» некоторыми исследователями ставится в связь с Элевсином [14].

Собиратель шафрана

Примеры можно было бы продолжить, но и из сказанного ясно, что обожествление мира в целом и во всех его проявлениях, пантеизм, который знаком нам по греческой религии, делает в минойском искусстве священным всё изображаемое, и нет ничего, что выходило бы за грани этого живого, произрастающего и цветущего божественного космоса. В нём нет места многим сторонам жизни — например, труду или войнам, хорошо известным в рельефе и живописи Египта. Цветы и травы, бабочки и птицы, животные и люди создают в своей совокупности некое подобие Элизия, страны блаженных, где жизнь и смерть безболезненно переходят одна в другую в вечном космическом процессе".

Schwabe_Carlos_Elysian_Fields
Елисейские поля. Карлос Швабе; 1903 год.

Вот такую благостную картину рисует нам крито-минойская культура. Правда, была и другая сторона минойской религии, повёрнутая не только к возрождению природы, но и к её умиранию, «уподоблению её бессмертной человеческой душе» [15]. Именно это двуединство будет впоследствии закреплено на греческой почве в мистериях Деметры и Персефоны.

Лоренцо Бернини похищение Прозерпины

---------------------------------------------------------------------------------
[1] См., напр.: Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957, с. 263.
[2] Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950, с. 116.
[3] Чистяков Ю. Е. Дешифровка линейного письма В и проблема микенских традиций в изучении истории культуры послемикенской и архаической Греции. — Труды ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1962, с. 70.
[4] Гринцер П. А. Две эпохи литературных связей. — В кн.: Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1971, с. 12.
[5] Пендлбери Дж. Указ, соч., с. 288.
[6] Сохранился великолепный фрагмент фрески с острова Фера (Санторин) с изображением кулачных бойцов.

кулачный бой

[7] Пендлбери Дж. Указ, соч., с. 34.
[8] Лосев А. Ф. Указ, соч., с. 105. На с. 113 — выдержка из Лукреция о горе Иде как родине всех земных злаков.
[9] Пендлбери Дж. Указ., соч., с. 290.
[10] Там же, с. 35.
[11] Яйленко В. П. Рецензия на книгу: Stella L.A. La civilta micenea nei document! contemporanei. Roma, 1965. — ВДИ, 1970, № 4, c. 156.
[12] Богаевский Б. Л. Крит и Микены. М.-Л., 1924, с. 116.
[13] Лосев А. Ф. Указ, соч., с. 198.
[14] Богаевский Б. Л. Мужское божество на Крите. — В кн.: Яфетический сборник. Т.6. 1930, с. 179 (со ссылкой на: Deonna L. Quelques croyances superstitieuSes de la Grace ancienne. — «Revue des etudes grecques», 1929, N195-196, p. 119).
[15] Лосев А. Ф. Указ, соч., с. 274-275.

Tags: Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments