Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Культ Диониса в Элладе как возрождение крито-минойского прадионисийства.

До открытия Микенской культуры историки полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель (из Фракии), поскольку его экстатический культ казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Тем не менее ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).

Культ Диониса восходит к догреческому населению Эллады - это может объяснить позднее включение Диониса  в олимпийский сонм, а также характер культа Диониса, столь отличный от почитания богов-олимпийцев. Наиболее архаичные черты дионисийский культ сохранил на Крите, где он слился с культом критского Зевса (последнего иногда считают общеэллинским пра-Дионисом). Этот культ был тесно связан с почитанием Загрея (Великого Охотника/Ловчего) - очень древнего критского божества.

Историки отмечают, что в Vll веке до н. э. культ Диониса распространился по Элладе как лесной пожар и стал всеэллинским культом, без санкции "вышестоящих" олимпийских богов. Отчасти это можно сравнить с позднейшей эпохой Возрождения в Европе. Только в Европе XVl века в полотнах художников возродилось античное греко-римское язычество, а в Элладе Vll века до н. э. возродилось язычество пеласгов, живших прежде греков.

Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" говорит о том, что крито-минойская религия имела две стороны - светлую и тёмную. О светлой стороне говорилось в записи Элизий крито-минойской культуры. Теперь поговорим о тёмной, дионисийской стороне. Э. Л. Лаевская пишет:

"... Но наряду с дворцом-святилищем, наряду с огороженным священным участком, священной рощей, лугом существуют и подвальные крипты для религиозных церемоний, и горные пещеры — естественные храмы Великой богини [1] и Зевса Идейского. Например, пещера Психро на горе Ласити с мощёным участком, ограждённым циклопической кладкой, с верхним помещением, где сооружён алтарь, с подземельем, источником, сталактитовыми пещерами, естественными туннелями-переходами и водными каналами в центре горы представляет собой целый город. Она является, подобно кносскому Лабиринту и его обитателю Минотавру, отражением таинственной хтонической жизни и неожиданным. напоминанием в этом мире солнца, моря и вегетативного цветения о начале начал — палеолитических пещерах, также связанных с культом Великой богини. Эта жизнь порождает своих служителей-аскетов, свои кровавые жертвоприношения, свои оргии [2].

Однако при сравнении минойской и греческой религий напрашиваются параллели не только с Элевсинскими таинствами, но и с тем комплексом представлений, с той особой атмосферой взаимоотношений с богом и служения ему, которые содержатся в культе Диониса. Многие перечисленные нами священные символы критского искусства, особенности критского богопочитания так или иначе входят затем в дионисийский культ. Менады часто мыслятся со змеями в волосах и в руках, подобно «Парижанке» или статуэткам «змеиных богинь». В дионисийских изображениях Ольвии двойной топор сочетается с бычьими черепами, увенчанными лозой и плющом [3]. Рёв быка служит вакханкам сигналом для начала оргий, во время которых их жертвами становятся те же быки [4]. Почитаемым символом дионисийской религии является также и дельфин [5]. Миф о бракосочетании с Ариадной также связывает Диониса с Критом. М. Нильссон называет Ариадну минойской богиней [6].

Служительницы Диониса — вакханки — всегда изображаются в бурном движении; они бегут в горы, перескакивают через расселины, их одежды развеваются, голоса усиливаются и множатся горным эхом. Но связь Диониса с движением не ограничивается только земным пространством — с севера на юг, с запада на восток. Как бог растительности, он соединяет также небо, землю и подземный мир, причастен как к жизни, так и к смерти. Он двойственен и двумя своими сторонами — умирающий и воскресающий — охватывает и вмещает космические явления, существующие между этими крайними точками бытия. Дионис — всё во всем, он — «растекающаяся цельность» [7]. Аполлон — единство, Дионис — множество, — это основной постулат всех богословских и философских систем античности, базирующихся на раннем дионисизме. Связь с ним достигается экстазом, «священным безумием», в котором личность выходит из своих границ и сливается с космической жизнью. Так совершается единение отдельного с общим
".

Как здесь удивительным образом сливается в одну картину "бегущий" растительный орнамент крито-минойской живописи с бегущими менадами культа Диониса! Любопытно, что и сам Дионис отождествляется с быком и часто изображается как бог увитый плющом и виноградом.

Дионис

Дионис_2

Эти многочисленные аналогии позволяют нам доверительно отнестись к тем историкам-религиоведам, которые указывают на близость между крито-минойским культом быка и позднейшим греческим культом Диониса.

Менада_2

"Возрождение" крито-минойского прадионисийства в начале VII в. до н. э. породило значительные новации эллинской философии и эллинского искусства. "Но по сути, - говорит Э. Л. Лаевская, - по внутреннему ощущению, по стремлению вырваться за границы отдельного предмета, слиться с окружающим и вместить его в себя, по непреодолимой никакими формальными преградами склонности к движению минойское искусство может рассматриваться как одно из проявлений средиземноморского стихийно-природного осознания жизни, многие элементы которого входят позднее в дионисийский культ. Отсюда цветение мира в критской керамике и монументальной живописи, пейзажи, запечатлевшие отдельные фрагменты «текучести Вечного» (А. Ф. Лосев), цветовое пятно, не ограниченное линией и готовое изменить очертания. Отсюда подчёркнутое, аффектированное движение человеческих фигур в стенных росписях, мелкой пластике и глиптике, отсюда же специфика архитектурного творчества, в основу которого положено подчинение материи движению, освещению, цвету. План Кносского дворца напоминает запутанную нить Ариадны или рисунок Лабиринта, запечатлённый в танце [8], во фресковом изображении [9], помещённый на критских монетах [10], повторенный в спирали или меандре орнамента. Линия «на ходу», не останавливаясь, создаёт особый тип человеческого профиля, змеится в волосах, изгибается мягкими дугами в контурах животных и сама стремится вырваться за пределы вещного мира, развоплотиться и бежать, свиваясь и развиваясь в горизонтальных рамках бесконечного плоскостного пространства".

Древнегреческая патриархальная мифология с её горой Олимп, где блаженные боги вкушают амброзию, и царством мёртвых в Аиде, лучше которого даже участь живого подёнщика [11], имеет вертикальную структуру и, по сути, конституирует установление государственной "вертикали власти". "По мнению Н. А. Иофан, в отличие от этой «вертикальной» модели, минойская культура даёт свою, «горизонтальную», вернее даже не горизонтальную, а вытянутую по горизонтали, но бесконечно возвращающуюся [12], несущую в себе идею вечной смены и вечного родства бытия и небытия. Здесь выявлено древнейшее мировосприятие земледельцев — создателей святилищ, мелкой пластики и керамики Чатал-Хююка и Хаджилара, вращающихся по кругу мировых вихрей самаррских чаш, не говоря уже о стелящихся и бегущих узорах гончарных изделий Юго-Восточной Европы. И какой орнаментальный знак может лучше служить этой цели, чем спираль, устремлённая вперёд, но заключёнными в ней витками многократно повторяющая форму круга? Или спиральный раппорт, растекающийся, заполняющий всё новое и новое пространство, но содержащий то же постоянное напоминание о кругообразном возвращении [13]?"

Любопытно, что "возрождение" Vll века до н. э. началось с островов Эгеиды и западного побережья Анатолии. "Ионийско-эолийская островная и малоазийская культура архаической Греции охватывает территориально как раз те области, которые наиболее удерживают и сохраняют в первой половине I тысячелетия до н. э. минойские традиции. Здесь древние сказания претворяются в гомеровский эпос, здесь появляются первые натурфилософы и среди них — уже цитировавшийся нами Гераклит с его философией текучего, изменчивого, неповторяемого. Отсюда эллинские мореходы и торговцы отправляются основывать колонии и достигают берегов Испании и Италии, Южного Причерноморья, Крыма и Кавказа".

-----------------------------------------------------------------------------
[1] Nilsson M. P. The Minoan — Mycenaean religion and its survival in Greek religion. London, 1927, р.67-69.
[2] Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918, с. 106.
[3] Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923, с. 115.
[4] Еврипид. Вакханки, 735-746.
[5] См.: Иванов В. И. Дионис и прадионисийство, с. 21, 116.
[6] Nilsson M. P. Op. cit., p. 452.
[7] Подробнее об этом см.: Лосев А. Ф. Античная мифология..., с. 156.
[8] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тесей, XXI.
[9] Пендлбери Дж. Указ, соч., с. 176.
[10] Лосев А. Ф. Античная мифология..., с. 213.
[11] Одиссея, XI.
[12] См. об этом: Иофан Н. А. Керамика Дзёмон как феномен неолита и энеолита. — В кн.: Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий. Новосибирск, 1975, с. 170.
[13] Любопытно, что в поздней греческой традиции дионисийский дифирамб называется круговым хором в отличие от четырёхугольника в честь Аполлона, а во Фракии в честь Диониса строят круглые храмы.
Tags: Дионис
Subscribe

Posts from This Сommunity “Дионис” Tag

  • О крито-минойских корнях культа Диониса.

    Н.В. Кузина в статье " К вопросу о происхождении культа Диониса" обращает внимание на сообщения античных источников о малоазийском…

  • Бык как жертва: от титанов до тореадоров.

    Е. Головин был большим "путаником"; в его лекциях и писаниях всегда много неудобовразумительного. Хотя, надо отдать ему должное,…

  • Сабазий и Дионис.

    На дворе уже третья "весна" за зиму, - опять всё раскисло и потекло, - и я решил сегодня не ехать на работу; ботинки у меня не кожаные, а…

  • Разъярённая менада.

    Разъярённая Менада держит в правой руке тирс, а в левой - леопарда. Она носит шкуру леопарда как плащ и змею вокруг головы, как диадему. Тондо…

  • Консервативная революция Диониса.

    "В послегомеровской Греции наблюдаются различные признаки возрождения порабощённых коренных слоёв, которые восстают против собственно эллинского…

  • Кибела и Агдистис.

    Что было раньше - курица или яйцо Кибела или Агдистис? С одной стороны, если считать миф в изложении Арнобия…

  • Человек - существо хтоническое (1).

    Очень добротный анализ древнегреческого мифа о Деметре и Персефоне от Леонида Нестерова. "Гомеровский гимн к Деметре – главный…

  • Дионис - "засланный казачок" матриархата.

    Если взглянуть на дионисии под нашим углом зрения, то получается, что Дионис в разгуле всеобщего всесмешения уничтожает…

  • Дионис

    Dionysus. Place of origin: Cyrene, Libya, Northern Africa. Period: Roman. Date: A.D. 2nd century. Какое у него, однако, лицо женственное! Даже не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments