Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о микенской культуре.

Микенская культура возникла около 1650 лет до нашей эры и считается явно связанной с прибытием в Элладу степняков. Ныне большинство историков считают, что племена греков-ахейцев пришли из причерноморских степей. Но диковатые переселенцы установили лишь свою государственную "надстройку" над уже существующим обществом и стали "крышевать" самобытные племена пеласгов. Никакой высокой культуры степняки не принесли в Элладу и предложить что-то на замену крито-минойской культуры они не могли. Поэтому микенская культура вся пропитана влияниями, исходящими с Крита.

"Её главные центры — Микены и Тиринф (рис. 1), Аргос, Спарта и Пилос — располагаются в южной части Балканского полуострова, наиболее близко примыкающей к эгейскому островному миру, - говорит Э. Л. Лаевская. -

План дворца в Тиринфе
Рис. 1. План дворца в Тиринфе.

Миноя «переселяется» на материк, расцветает здесь оазисами дворцов с фресковыми изображениями женских процессий, певцов и летящих птиц. Спиральный орнамент, который отсутствует в среднебронзовой Греции, покрывает теперь надгробные стелы и входные колонны гробниц-толосов, металлические изделия и керамические сосуды. Появляются ритоны в виде головы быка и сцены с быком на кубках из Вафио, сделанных критскими мастерами. Появляются животные в позе «летучего галопа» и осьминоги, бабочки и лилии на золотых чашах, пластинах и нагрудниках. Ввозятся островные перстни-печати. На вазах лабрисы, растения, крупные ленты бегущих спиралей соединяются в характерных для позднеминойского стиля сочетаниях. В этом «повороте материка к морю» [1], в этом приятии чужой культуры тонут, казалось бы, все оттенки самостоятельного видения. Точка зрения А. Эванса, впервые объединившего Крит и Микены в единый художественный феномен, понятна и естественна".

Однако, как верно замечает Э. Л. Лаевская, "при ближайшем рассмотрении под верхним критским слоем можно угадать пласты, не связанные с Миноей и вовсе от неё отличные. <...> Первые же вазы микенских шахтовых гробниц конца XVII — XVI вв. до н. э. демонстрируют принадлежность к совершенно иному стилистическому кругу, чем критские гончарные изделия. Корпус пифоса покрыт ритмически чередующимися ромбами". Дух завоевателей проявляется в приверженности к геометрическим фигурам и прямым линиям. "Вот перед нами так называемые эфирейские кубки XV в. до н. э. — времени максимального слияния микенских художественных традиций с островной гончарной культурой. Розетки и лилии, крокусы и моллюски-аргонавты, — хорошо знакомый набор излюбленных критских мотивов. Но узор становится не живописным, а графическим. Он отделён от природной среды — воздуха, ветра, воды — невидимо присутствующей в минойском изображении, делающей его частью окружающего пространства". <...> "Процесс постепенного застывания орнаментальных форм, победа статического и графического начала, распадение целостной системы вазовой росписи особенно наглядно прослеживается на поздних этапах существования микенской керамики. Сосуды стиля зернохранилища, датирующиеся рубежом Хlll-Хll вв. до н. э., украшены волнистыми линиями, концентрическими полукругами, горизонтальными полосами. Используются лишь отдельные компоненты эгейской гончарной живописи. Они вынуты из общего контекста, остановлены, использованы в новых композиционных комбинациях. Если до этого момента мы могли говорить о трансформации критского наследия, то теперь варианты превращений исчерпаны, и перед нами предстаёт искусство антиминойское по своей направленности".

Но особенно заметно и явно арийский дух завоевателей проявился в архитектуре. "В крепостной архитектуре мощные глыбы циклопической кладки стен, пилонов, сводов преображают растекающийся критский «лабиринт» в военное укрепление. Деление дворца на внутренний двор, продомос и мегарон подчёркивает его целевую устремлённость. Интерьер главного зала чётко организован благодаря поддерживающим перекрытия колоннам, очагу в центре, трону правителя у противоположной от входа стены. <...> Самостоятельностью и законченностью архитектурного решения отличаются и толосы. Они восходят к курганным погребениям европейско-средиземноморского круга, и их поздние сородичи доживают до второй половины I тысячелетия до н. э. — например, на далёких берегах Северного Причерноморья, в окрестностях Пантикапея — Керчи. <...> Несомненно, то, что мы можем видеть в развалинах, — это остов микенской архитектуры. Сверху на него «набрасывалось» минойское «покрывало» — роспись стен, яркие ткани. В
быту использовали островные украшения и утварь. По пилосским табличкам факт изготовления вещи критским мастером служит её высшим оценочным критерием [2]. Но в той основе, которая предстаёт нашим глазам, нет ничего минойского. Особая массивность, «каменность», статичность роднят микенскую архитектуру, скорее, с хеттскими образцами. Так, например, знаменитые Львиные ворота, неразрывно слитые в представлении многих поколений с Микенами, восходят к анатолийским прототипам
[3]."

Не могу ничего сказать насчёт самих ворот, но львы в воротах - это точно не хеттское и не ахейское изобретение. Мы, например, видим в Чатал-Хююке изображение сидящей богини посреди двух львов. С другой стороны, имеются многочистенные изображения Кибелы с короной на голове в виде крепостной стены, окружающей город. Таким образом, легко можно увидеть, что ещё до вторжения индоевропейцев богиня являлась охранительницей жителей города, живущих как бы под её "покровом", городские ворота отождествлялись с вульвой богини, а львы в воротах отпугивали непрошенных гостей. Я думаю, и ахейцы, и хетты не стали ничего выдумывать, а целиком приспособили эту концепцию к своим нуждам.

"Есть среди микенских находок и ещё одна группа памятников, где разительное несходство между Миноей и Грецией выступает особенно явно. Это золотые маски правителей Микен, похороненных в шахтовых гробницах. Художники не стремятся к портрету, не передают в подробностях реальный лик умершего. На тонких золотых листах рельефно выделены лишь отдельные детали, как на погребальных личинах многих «примитивных» народов. Стадиально изделия позднеэлладских мастеров сближаются не с современными им цивилизованными «собратьями», — например, с портретами египетских саркофагов, — а с возникшими на тысячелетие позднее фракийскими и иллирийскими лицевыми накладками. Маски из некрополя Требениште VI в. до н. э. в бывшей Югославии демонстрируют ту же распластанность, те же намеченные рельефом детали, ту же орнаментальную трактовку бровей и волос".

погребальная маска
Золотая погребальная «маска Агамемнона» из Микен XVI века до н. э. — один из известнейших артефактов микенской культуры. Национальный археологический музей в Афинах

"Мы имеем дело с континентальной и военной культурой, в основе которой лежит почитание мужского, а не женского божества. Она не может не породить своего героического культа — отсюда закрепление лика умершего в маске, отсюда память об усопшем, воплощаемая в надгробных стелах и погребальных играх [4], прообразах олимпийских, истмийских, панафинейских и других священных состязаний эллинов [5]. Складываются песни-оймы фиванского цикла, ранние сказания об аргонавтах, появляется эпический гекзаметр. Зарождается героическая мифология, которая образует основу, самое существо будущего феномена эллинства".

-------------------------------------------------------------------------------------
[1] Vermeule E. Greece in Bronze Age..., p. 106.
[2] Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. М. — Л., 1957, с. 259.
[3] См., напр.: Томсон Д. Доисторический эгейский мир. T. I. M, 1958, с. 404-405.
[4] См. напр.: Vermeule E. Greece in Bronze Age, p. 91-92; Mylonas G. The figured Micenaean Stelai. — AJA, 1951, v. 55, No 2, p. 134-147.
[5] Это спорное мнение и не все его разделяют. Очень многое говорит в пользу той версии, что олимпийские и другие подобные игры имеют прообразом крито-минойские игры с быком.
Tags: Греция
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • Ephedrismos.

    Two girls playing ephedrismos, 300 BC. From Corinth, Greece. Amsterdam Museum. Источник картинки. Одно время в древней Греции в эту игру играли…

  • Немного о культурах сескло и димини.

    В продолжение записи Эгейские папирелы. "В эту эпоху наблюдается интенсивная деятельность по строительству поселений. В отдельных случаях…

  • О древнегреческом наследии.

    Всем известна поговорка "Волос у женщины долог, да ум короток". Но, как известно, Карл Юнг в XX веке открыл феномен Бессознательного.…

  • Ликург

    "Отправившись в путь, Ликург сначала побывал на Крите. Он изучил государственное устройство, сблизился с самыми известными из критян и кое-какие…

  • О древнегреческом полисе.

    Аристотель "выводит" древнегреческий полис из семьи. «Сложившееся по природе ради повседневных нужд сообщество — семья…

  • Аполлон, бог дорийцев.

    Как известно, Аполлон был "предводителем" дорийцев в их походах. Характер этого дорийского бога вполне раскрывается в его отношениях с…

  • О войне символов.

    Автор блога Old European culture в своей статье " Орёл клюющий дельфина" приводит изображения древних монет. Moesia, Istros. Drachm.…

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment