Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Оборотни Старой Европы (2).

vinca mask

Официальное описание гласит: «Антропоморфная статуэтка, терракота, культура Винча, период неолита, около 5000 - 4500 гг. до н.э., раскопанная на глубине 5,7 метра на археологическом участке Винча - Белобрдо (Belo brdo), недалеко от столицы Сербии Белграда. Размеры - высота 9,6 см. Археологическая коллекция факультета философии в Белграде».

Здесь мы видим изображение человеческой головы в маске.


Адела Ковач из Музея округа Ботошани говорит: «В культуре Винча есть несколько фигурок в масках. Винчанские маски пятиугольные и закруглённые. Существует не очень обширная иконография, но те немногие фигурки, что представляют маски, намеренно сделаны так, чтобы они изображали большие глаза и края самой маски».

В статье "TlPOLOGIA MĂŞTII ŞI A OCHILOR iN PLASTICA ANTROPOMORFĂ VINCIANĂ" (на румынском языке) говорится о том, что форма маски менялась с течением времени, возможно, отражая изменение верований.

vinca masks shapes

Возникает вопрос: может ли быть, что любое треугольное и пятиугольное лицо на фигурках культуры Винча является маской? Как, например, такие лица?

vinca masks

Конечно, это возможно.

Но это всё - крошечные, миниатюрные маски; а как насчёт полноразмерных масок?

Адела Ковач утверждает, что «на стоянке Уивар найдена полноразмерная маска из глины ...». И вот она: маска со стоянки Уивар из статьи Вольфрама Шира "Uivar: a late Neolithic-early Eneolithic fortified tell site western Romania"


uivar mask

Эта же маска из Уивара на месте обнаружения (in situ) и реконструированная, из статьи "BUCRANIUL – SIMBOL ŞI SEMN (PARTEA A II-A)", написанной Cornelia-Magda Lazarovici и Gheorghe-Corneliu Lazarovici.

uivar mask reconstructed

Автор блога Old European culture говорит: "А потом мой друг Стефан Богданович посоветовал мне взглянуть на эту статуэтку, которая была найдена на том же месте в Бело Брдо, что и указанная выше фигурка с маской":

vidovdanka front

Это так называемая «Видовданка», одна из красивейших антропоморфных фигурок винчанской культуры, а также одна из самых больших - высотой 30,6 см. Она получила название Видовданка, потому что была обнаружена на Видовдан (Видов день, день Световида) в 1930 году.

По этой картинке невозможно увидеть, имеет ли фигура стилизованные черты лица или она носит маску. Но если посмотреть на эту фигурку сбоку, то отчетливо видно, что это женщина в маске.

vidovdanka profile

Итак, теперь у нас есть две фигурки с одного и того же места археологических раскопок, которые были созданы таким образом, чтобы явно изображать человека в маске. А вот ещё одна фигурка культуры Винча, на этот раз просто голова в маске:

vinca head with mask 1

И, напоследок, "изюминка":

«Ещё есть статуэтка с Любцовой (Liubcova) площадки, снимающая маску с лица и держащая её в руке ...»

Резная фигура с маской с Любцовой площадки. В левой руке фигура держит маску. В правой руке кувшин. Из книги Адель Энггард «Figurines as multiple art - Studying the shape and forms of Neolithic Statuettes».

Liubcova figurine with mask 1

Liubcova figurine with mask 2

Источник.

В принципе, ничего нового или оригинального здесь нет, кроме картинок, которые побольше и покачественне тех, что я использовал в записи Оборотни Старой Европы.

Здесь главный вопрос: зачем? Зачем носители культуры Винча делали эти маски? Очевидно, чтобы одевать их на лицо. Для чего? Я не знаю. Но, когда начинаешь думать об этих масках, сразу предстаёт образ древнеславянского скомороха.

В общем, такие вопросы "с кондачка" не решаются. Чтобы сказать что-нибудь умное о функциональном предназначении этих масок, нужно очень хорошо знать культуру Винча и съесть собаку в деле масок.


Tags: Винча, маски
Subscribe

Posts from This Сommunity “маски” Tag

  • Крито-минойский бестиарий.

    Тиринское кольцо (The Tiryns signet ring) - самое большое из известных микенских колец, изготовленное между 1 500 и 1 400 гг. до н.э. На нём…

  • Немного о масках.

    В записи Звенья одной цепи говорилось о миниатюрной маске, относящейся к периоду позднего энеолита около 4000 года до н.э., которую нашли в…

  • У корней мужской духовности.

    Некоторые антропологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К…

  • О правах и полномочиях царицы-матери в Бенине.

    "Искусство Бенина давно привлекало к себе внимание исследователей. Однако его сложная символика в значительной степени оставалась загадкой и…

  • Немного о культуре полей погребальных урн.

    Villanovan cinerary urn from Chiusi, 9th-8th century BC. Источник картинки. Интересный горшочек в виде стилизованной женской фигурки. В таких…

  • Оборотни Старой Европы.

    Известный рекордсмен по погружению в морские глубины без специального снаряжения Жак Майоль рассказал в своей книге «Человек-дельфин» о…

  • Дух великих матерей.

    Деревня Санга, округ Ketou, Бенин, Западная Африка На фото Девида Пола Карра (David Paul Carr) запечатлен маскированный танцор с ребенком на…

  • Метаморфоза маски.

    В наше время маски одевают воры и полицейские (белорусские, например), чтобы не быть узнанными. В неолитической древности маски одевали не для того,…

  • Культ богини Тушоли у ингушей (2).

    "Все ингушские общества имели свой собственный небольшой храм, посвящённый Тушоли. Тот, который находился в селении Кок, имел следующие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment