Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Серая магия" строителей мегалитических комплексов.

Продолжая тему мегалитического творчества, вновь обратимся к труду Э. Л. Лаевской "Мир мегалитов и мир керамики". Она говорит, что за циклопическим строительством стояла та же самая идея, которая вдохновляла мастеров эгейской вазописи.

"Мегалитические постройки возникают в новокаменный период, но расцвет их приходится на энеолит и век бронзы, а в Ирландии и Скандинавии они продолжают использоваться и в I тысячелетии до н. э. Пещерные погребения сохраняются на этапе перехода от камня к металлу. Однако проснувшийся для созидания обособленной изобразительной цельности человек этим не довольствуется. Он создаёт искусственную пещеру как таковую, а затем её замену в цисте, дольмене, грубо сложенном толосе. Да, любая форма мегалитической гробницы есть прежде всего имитация пещерного пространства [1], что, естественно, особенно чувствуется в интерьере. Если снаружи камни образуют какое-то подобие конструкции, хотя бы и сверхчеловеческой, то внутри необработанная поверхность плит и земляной пол рождают иллюзию абсолютной непричастности творческого разума к возникновению этого вместилища смерти. <...> Циста или дольмен воспроизводят лоно, где сходятся концы и начала бытия. Недаром наиболее древнее положение усопшего — скорченная поза, подобная позе зародыша, — прослеживается в западноевропейских захоронениях на всём протяжении существования мегалитов. В скальных гробницах с шахтовым ходом выражается, по-видимому, более сложное смысловое решение — прохождение человека по путям, ведущим к лону богини, в котором покоится всё тот же умерший — рождающийся [2].

Возникает новый вариант сакрального пространства, стадиально сходный с восточным, но образно ему противоположный. Идея всеобъемлющего женского чрева воплощена и в интерьерах святилищ Чатал-Хююка, и в гончарном творчестве. Совершенным выражением её может служить ритуальная кикладская «сковорода», где море, покрытое спиралями-волнами, и зарождающаяся жизнь-корабль существуют внутри материнской утробы — вселенной. Кстати, и хронологически — III тысячелетие до н. э. — эгейский сосуд совпадает с развитым периодом мегалитики. Но какое несходство во всём — в способе выражения, в материале, в изобразительной концентрации образа. Кикладский мастер создаёт соразмерную человеку вещь и одновременно умопостигаемую модель космоса. Строитель гробницы имеет дело с колоссальными реальными массами, действенно преобразует пространство и вынуждает человека вступать с этим пространством в непосредственный контакт.

Человек продолжает творить в искусстве свою «новую реальность». Теперь он уже не довольствуется имитацией пещеры- чрева. Он воспроизводит и гору-скалу, с которой она природно связана. Но и это ещё не все. Строитель включает в подвластную ему территорию прилегающее пространство, отгораживая священный участок насыпью и рвом. Все элементы мира присутствуют в этом акте художественного преображения реальности: камень как основной структурный материал — в кромлехе, дромосе, гробнице; земля, уподобленная в насыпи камню; вода опоясывающего погребальный холм рва; дерево, из которого часто сделано собственно вместилище для умершего [3]. Если в палеолитическую эпоху камню уподобляли кость и глину, то теперь ему служат, его окружают, в него вмещаются и прочие составляющие ожившей после оледенения природы. Приоритет камня, тяга к необработанной его первозданности обращены в прошлое — к традициям каменного века. Способность к сложному преобразованию и конструированию, «сделанность» и завершённость результата коренятся в общей направленности художественной культуры бронзового века. Как ни непохожи холмы смерти Западной Европы на глиняные изделия Малой Азии III тысячелетия до н. э., основа у них одна — стремление не к подражательности, а к «искусственности», к искусству как таковому".

Итак, согласно Э. Л. Лаевской, мегалитическое "столпотворение" есть своеобразная форма искусства. Есть "искусство малых форм", нашедшее своё выражение в росписи керамики, и есть "искусство больших форм", воплотившееся в мегалитическом творчестве.

В связи с этим мне вспомнилось определение хозяйственной деятельности человека как "серой магии", данное С. Н. Булгаковым: "хозяйственный труд есть серая магия, в которой неразъединимо смешаны элементы магии белой и чёрной, силы света и тьмы, бытия и небытия". "Хозяйственный труд есть мощь, – магия этого мира; искусство же перед лицом мира бессильно и безответно. Хозяйство активно воздействует на мир, киркой и мотыгой оно разрыхляет и перепахивает его «землю», искусство же оставляет её незатронутой и лишь создаёт на земле или над землёю свой особый мир красоты. Хозяйством создаётся «богатство», «цивилизация» с её наукой, промышленностью, войной, в этом смысле им делается история, как и возвещает об этом философствующий хозяйственный магизм, «экономический материализм». Искусство же остаётся залётным гостем в этом мире, который оно только тревожит вестью о мире ином" (Источник).

Хозяйственная "серая магия", конечно, была присуща в неолите и Востоку, - недаром же первые протогорода появились в Анатолии и Сирии, и недаром они так сильно похожи на некрополи, что я одно время думал о Чатал-Хююке как о "городе мёртвых". Но, как говорится, всё познаётся в сравнении: маленькие глиняные кирпичики анатолийского поселения - это не многотонные камни Стоунхенджа. А так, в принципе, идея Чатал-Хююка угадывается и на Западе. Как говорит Лаевская, "к погребальным постройкам примыкают укреплённые жилые поселения, а позже — и настоящие крепости. Однако и в смысле численного перевеса, и в смысле стилистической проявленности архитектура Западной Европы эпохи неолита и бронзы — это прежде всего архитектура погребальная".

Это напоминает мне приснопамятный СССР. В стране был дефицит маленьких вещей, годных в домашнем хозяйстве, зато было изобилие всяких огромных строений. Часто прямо в поле строился какой-нибудь новый гигант металлургии, а люди рядом жили в бараках, почти как в каменном веке. В культуре мегалитов жилые поселения примыкали к погребальным постройкам, а в СССР примыкали к "стройкам века".


Магнитка
колготки
Цена одной пары женских колготок в СССР равнялась 3-дневному заработку инженера (15 рублей). При том что они были ещё постоянным "дефицитом", который нужно было "доставать" "по блату", а в случае появления в свободной продаже за ними выстраивались стометровые очереди... А в это время атомные ледоколы бороздили Арктику и ракеты запускали в космос. Танки "клепали" как пельмени, а кукурузных палочек детям не могли наделать.
--------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Это мнение существует в науке ещё со времён Г. де Мортилье.
[2] Как верно заметил yyprst, "воскрешение — цель всех древних построек".
[3] Отсюда — и наш, доживший до XX в. н. э. обычай полагать тело не просто в могильную яму, но в деревянный гроб.
Tags: мегалиты
Subscribe

Posts from This Сommunity “мегалиты” Tag

  • Карахан Тепе.

    Недалеко от Гёбекли-Тепе на телле Карахан Тепе в 1997 году было обнаружено более 200 монолитных Т-образных стел из известняка, вершины которых…

  • Ирландия и Египет: два "рукава" одного "пальто".

    Во всех научных трудах о Стоунхендже приводится одно место из сочинений историка I в. до н. э. Диодора Сицилийского. Диодор описывает остров…

  • Анатомия Ньюгрейнджа.

    Это Ньюгрейндж, доисторический памятник в графстве Мит (Meath), Ирландия, расположенный примерно в одном километре к северу от реки Бойн. Он был…

  • Каменные "бабы".

    Автор блога Old European culture говорит, что " в христианских хрониках 13 века язычников называли «бабуни», вероятно, потому,…

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Кольцо исполина.

    Это так называемое Кольцо Исполина ( Giant's Ring), мегалитический памятник типа хенджа эпохи позднего неолита в Баллинахэтти (…

  • Две концепции неолита: реинкарнация души и телесное воскресение.

    Возвращаясь к теме "староевропейской" маски, надо ещё раз указать на её связь с оборотничеством. Ну, может быть, не в том смысле, как это…

  • «Богиня погребений»

    Э. Л. Лаевская говорит, что "рисунок в виде двух магических глаз входит в разряд устойчивых мегалитических символов и имеет распространение от…

  • Последний мегалитический ритуал в Европе?

    Автор блога Old European culture пишет: "Белорусская сельская местность усеяна большими одиноко лежащими камнями. Многие из этих камней…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment