Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Сабазий и Дионис.

На дворе уже третья "весна" за зиму, - опять всё раскисло и потекло, - и я решил сегодня не ехать на работу; ботинки у меня не кожаные, а "тряпочные", ноги сразу промокнут в лужах на дорогах; все деньги всё равно не заработаешь, а здоровье дороже любых денег.

Решил я, с подачи mazzarino, заняться культом Сабазия.

Sabazij
Сабазий. Фракийское изображение из серебра. Раскопки фракийского поселения Белинташ близ Мостово - Асеновградско, Болгария. Ныне находится в Музее Археологии София.

mazzarino указывает на многочисленные параллели между Дионисом и Сабазием:

"Плутарх в застольных беседах не сомневается, что Дионис и Сабатий одно и то же, и просто называет вакхантов сабами "ведь сабами ещё и теперь во многих местностях называют вакхантов, а это имя звучит в возгласах, с которыми обращаются к богу его служители. Подтверждение этого можно ведь найти и у Демосфена и у Менандра; и легко возвести это имя к тому возбуждённому смятению (σὸβησις), которым одержимы вакханты. Демосфен в речи "За Ктесифонта о венке", обрисовывая быт юного Ктесифонта, мать которого была служительницей культа Сабазия, помимо тонкостей про козлиные шкуры, полозов и венков из тополя, приводит восклик шествующих верующих " эвоэ-сабоэ!!!", т.е. восклик Диониса(Эвоэ!!) и Сабазия(Сабоэ!!). Главное святилище Сабазия находилось на горе Пангее, вблизи Филипп; неподалёку оттуда возвышался и Дионисов холм. Его святилище располагалось в Перпериконе. Его особой почитательницей была Олимпиада, мать Александра. Спутниками Сабазия были змея (толстощёкий полоз) и бык".

Вот с бычка мы и продолжим наше расследование.

Вообще говоря, в матриархальной мифологии бык является одновременно и сыном, и супругом Богини. "Основной миф" матриархата в сильно упрощённой и редуцированной форме сохранился в сказке об Алёнушке и её непутёвом братце Иванушке. Иванушка и сам козлёнком стал, и на свою сестру беду накликал. Очевидно, в древности вместо козлёнка был бычок, а вместо Алёнушки - Богиня. Но это так, к слову сказать. Наверно, миф о "страстях" Исиды по Осирису тоже как-то связан с "основным мифом" матриархата. Так или иначе, история бычка мистериальна, так как она прообразует сам "код" построения религиозных ритуалов, которые всегда соответствуют мифологическим паттернам, заданным "божественной комедией" (или трагедией).

В данном отношении в образе Сабазия легко узнаётся тот самый "маменькин сынок". mazzarino заметил, что "у фригийцев его считали мужем Ма и отцом Атиса, а иногда смешивали с Атисом". Далее, согласно Страбону, «некоторым образом он дитя» Матери богов; у других писателей Сабазий сближается с малоазийским и сирийским божеством луны — Mên (о связи быка и луны см., напр. Бык - символ Месяца и Про забытого бычка). В наиближайшей связи Сабазий находился во Фригии с тамошним первенствующим женским божеством Mά, великой матерью богов и всего сущего, вместе с ней образуя верховную божественную двоицу (из Википедии).

Безусловно, что и Дионис, и Сабазий являются "одного поля ягодами". Это два "репликанта" изначально единого образа быка Великой Матери. Позднее Мать отошла в тень, а "бычки" пустились в "автономное плавание".

Сабазий, культ которого позднее распространился по всей Римской империи, считается изначально восточным божеством, так как много надписей и артефактов сохранилось именно в Малой Азии. Из Малой Азии он проник к фракийцам.



И от фракийцев уже проник к грекам. Греки, естественно, посчитали культ Сабазия, как и родственный ему культ Диониса, фракийскими культами, хотя на самом деле эти культы были гораздо древнее и фракийцев, и самих греков.

Далее. Как известно, Дионис в иконографии изображается сидящим верхом на леопарде. Устойчивая связь Богини Матери с большими кошками, прежде всего с леопардом, проявляется уже в Чатал-Хююке (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.), и передаётся затем Дионису. "Нет сомнений, что культ Диониса был производным от более древнего культа Богини Матери. Иконография у них практически идентичная", - верно замечает maximus101 в "Леопарды Великой Матери богов".

Но, насколько мы знаем, фракийцы объявились на Балканах и в Малой Азии ок. 450 г. до н. э., то есть во времена культурного расцвета древнегреческих полисов. Википедия в статье о фракийцах сообщает, что "в конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия, Дакия и так далее)". Так частенько происходит, когда варвары попадают в поле влияния высокоразвитой культуры. Очевидно, при этом у них произошла "конвергенция" образов Сабазия и Диониса. На их Сабазия перешли многие черты Диониса, однако Сабазий, в отличие от Диониса, всегда изображался верхом на коне, как кочевой бог-всадник, владеющий своим характерным посохом силы.

Но здесь мы уже соприкасаемся с темой фракийского всадника, крайне запутанной и неоднозначной. Всадник обычно изображается скачущим слева направо к дереву, обвитому змеем.


фракийский всадник

В греческих и римских надписях его называют «героем» (часто hērōs или heros, реже hērōn, heron, eron). maximus101 говорит, что "фракийское имя Герос (Херос) несомненно родственно греческому слову "герой" (др.-греч. ἥρως, hḗrōs, буквально «защитник»), которое в свою очередь восходит к имени греческой богини Геры (др.-греч. Ἥρα, Hērā; Ἥρη, Hērē, микен. e-ra; предположительно "защитница, госпожа").  Имя Геракл (греч. буквально "Слава Гере") видимо должно быть родственно Геросу". И снова мы видим "связку" Сабазия с божественной Матерью.

"Так как Героса часто изображали на погребальных стелах нет сомнений, что его культ был связан с миром мёртвых. Герос в образе всадника - это божество психопомп, проводник душ умерших. У германцев этот всадник почитался под именем "бога мертвецов" - Одина (Вотана)".

И как здесь не вспомнить про восьминогого коня Одина - Слейпнира?

Ниже, один из лучших образцов иконографии "фракийского всадника" эллинистического времени (II век до н.э.) из города Салоники (северная Греция). Образ богини справа хорошо узнаваем - это Кибела, Великая мать, именно она даровала бессмертие героям. Здесь и "древо жизни", и змей на дереве...

фракийский всадник 2


Tags: Дионис, фракийцы
Subscribe

Posts from This Сommunity “фракийцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments