Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Сабазий и Дионис.

На дворе уже третья "весна" за зиму, - опять всё раскисло и потекло, - и я решил сегодня не ехать на работу; ботинки у меня не кожаные, а "тряпочные", ноги сразу промокнут в лужах на дорогах; все деньги всё равно не заработаешь, а здоровье дороже любых денег.

Решил я, с подачи mazzarino, заняться культом Сабазия.

Sabazij
Сабазий. Фракийское изображение из серебра. Раскопки фракийского поселения Белинташ близ Мостово - Асеновградско, Болгария. Ныне находится в Музее Археологии София.

mazzarino указывает на многочисленные параллели между Дионисом и Сабазием:

"Плутарх в застольных беседах не сомневается, что Дионис и Сабатий одно и то же, и просто называет вакхантов сабами "ведь сабами ещё и теперь во многих местностях называют вакхантов, а это имя звучит в возгласах, с которыми обращаются к богу его служители. Подтверждение этого можно ведь найти и у Демосфена и у Менандра; и легко возвести это имя к тому возбуждённому смятению (σὸβησις), которым одержимы вакханты. Демосфен в речи "За Ктесифонта о венке", обрисовывая быт юного Ктесифонта, мать которого была служительницей культа Сабазия, помимо тонкостей про козлиные шкуры, полозов и венков из тополя, приводит восклик шествующих верующих " эвоэ-сабоэ!!!", т.е. восклик Диониса(Эвоэ!!) и Сабазия(Сабоэ!!). Главное святилище Сабазия находилось на горе Пангее, вблизи Филипп; неподалёку оттуда возвышался и Дионисов холм. Его святилище располагалось в Перпериконе. Его особой почитательницей была Олимпиада, мать Александра. Спутниками Сабазия были змея (толстощёкий полоз) и бык".

Вот с бычка мы и продолжим наше расследование.

Вообще говоря, в матриархальной мифологии бык является одновременно и сыном, и супругом Богини. "Основной миф" матриархата в сильно упрощённой и редуцированной форме сохранился в сказке об Алёнушке и её непутёвом братце Иванушке. Иванушка и сам козлёнком стал, и на свою сестру беду накликал. Очевидно, в древности вместо козлёнка был бычок, а вместо Алёнушки - Богиня. Но это так, к слову сказать. Наверно, миф о "страстях" Исиды по Осирису тоже как-то связан с "основным мифом" матриархата. Так или иначе, история бычка мистериальна, так как она прообразует сам "код" построения религиозных ритуалов, которые всегда соответствуют мифологическим паттернам, заданным "божественной комедией" (или трагедией).

В данном отношении в образе Сабазия легко узнаётся тот самый "маменькин сынок". mazzarino заметил, что "у фригийцев его считали мужем Ма и отцом Атиса, а иногда смешивали с Атисом". Далее, согласно Страбону, «некоторым образом он дитя» Матери богов; у других писателей Сабазий сближается с малоазийским и сирийским божеством луны — Mên (о связи быка и луны см., напр. Бык - символ Месяца и Про забытого бычка). В наиближайшей связи Сабазий находился во Фригии с тамошним первенствующим женским божеством Mά, великой матерью богов и всего сущего, вместе с ней образуя верховную божественную двоицу (из Википедии).

Безусловно, что и Дионис, и Сабазий являются "одного поля ягодами". Это два "репликанта" изначально единого образа быка Великой Матери. Позднее Мать отошла в тень, а "бычки" пустились в "автономное плавание".

Сабазий, культ которого позднее распространился по всей Римской империи, считается изначально восточным божеством, так как много надписей и артефактов сохранилось именно в Малой Азии. Из Малой Азии он проник к фракийцам.



И от фракийцев уже проник к грекам. Греки, естественно, посчитали культ Сабазия, как и родственный ему культ Диониса, фракийскими культами, хотя на самом деле эти культы были гораздо древнее и фракийцев, и самих греков.

Далее. Как известно, Дионис в иконографии изображается сидящим верхом на леопарде. Устойчивая связь Богини Матери с большими кошками, прежде всего с леопардом, проявляется уже в Чатал-Хююке (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.), и передаётся затем Дионису. "Нет сомнений, что культ Диониса был производным от более древнего культа Богини Матери. Иконография у них практически идентичная", - верно замечает maximus101 в "Леопарды Великой Матери богов".

Но, насколько мы знаем, фракийцы объявились на Балканах и в Малой Азии ок. 450 г. до н. э., то есть во времена культурного расцвета древнегреческих полисов. Википедия в статье о фракийцах сообщает, что "в конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия, Дакия и так далее)". Так частенько происходит, когда варвары попадают в поле влияния высокоразвитой культуры. Очевидно, при этом у них произошла "конвергенция" образов Сабазия и Диониса. На их Сабазия перешли многие черты Диониса, однако Сабазий, в отличие от Диониса, всегда изображался верхом на коне, как кочевой бог-всадник, владеющий своим характерным посохом силы.

Но здесь мы уже соприкасаемся с темой фракийского всадника, крайне запутанной и неоднозначной. Всадник обычно изображается скачущим слева направо к дереву, обвитому змеем.


фракийский всадник

В греческих и римских надписях его называют «героем» (часто hērōs или heros, реже hērōn, heron, eron). maximus101 говорит, что "фракийское имя Герос (Херос) несомненно родственно греческому слову "герой" (др.-греч. ἥρως, hḗrōs, буквально «защитник»), которое в свою очередь восходит к имени греческой богини Геры (др.-греч. Ἥρα, Hērā; Ἥρη, Hērē, микен. e-ra; предположительно "защитница, госпожа").  Имя Геракл (греч. буквально "Слава Гере") видимо должно быть родственно Геросу". И снова мы видим "связку" Сабазия с божественной Матерью.

"Так как Героса часто изображали на погребальных стелах нет сомнений, что его культ был связан с миром мёртвых. Герос в образе всадника - это божество психопомп, проводник душ умерших. У германцев этот всадник почитался под именем "бога мертвецов" - Одина (Вотана)".

И как здесь не вспомнить про восьминогого коня Одина - Слейпнира?

Ниже, один из лучших образцов иконографии "фракийского всадника" эллинистического времени (II век до н.э.) из города Салоники (северная Греция). Образ богини справа хорошо узнаваем - это Кибела, Великая мать, именно она даровала бессмертие героям. Здесь и "древо жизни", и змей на дереве...

фракийский всадник 2


Tags: Дионис, фракийцы
Subscribe

Posts from This Сommunity “фракийцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments