Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о ликийцах (2).

Говоря о ликийцах, надо прежде всего иметь в виду, что Анатолия в своё время являлась центром высокоразвитых земледельческих культур и "трамплином" для распространения этих культур в бассейне Средиземноморья и во всей Европе. Территория проживания ликийцев, естественно, находилась в сфере влияния "неолитической революции" и всего с нею связанного.

Carte_Lycie

Так что ликийцев можно смело назвать продолжателями линии Чатал-Хююка и Хаджилара. Может быть, именно с побережья Ликии начиналась колонизация Крита и всей Эгеиды. Хотя "отец истории" Геродот, наоборот, считал, что ликийцы произошли с Крита. Такое мнение у него, очевидно, сложилось потому, что культура и обычаи ликийцев напоминали гибрид критской культуры и культуры соседних карийцев. Так или иначе, ликийцы, до поры до времени, находились в орбите влияния крито-минойской культуры. Можно предположить, что племена западного побережья Анатолии в культурном отношении ничем не отличались от пеласгов.

Около 1500 г. до н. э. в Эгеиде происходят драматические перемены. Из причерноморских степей в Элладу вторгаются племена греков-ахейцев, которые ок. 1450 г. до н. э. захватывают Крит вместе с его флотом. Очевидно, примерно в то же время или немного позже была захвачена и Ликия, потому что "начиная с XIV в. до н. э. Ликия была местом, откуда на Египет совершали набеги пираты (будущие «народы моря»). Собственно, набеги эти организовывали ахейцы, а ликийцев они "припрягали" в походы. Совершенно аналогичная ситуация сложится много позднее во время походов русов на Царьград; сами славяне никогда не переплывали Чёрное море, но варяги задействовали их в своих предприятиях.

Ахейские племена вторглись в Элладу, и одновременно племена лувийцев вторглись с Балкан в Анатолию и заселили территорию от Эгейского моря до Киликии.

Лувийцы на карте

Как сообщает Википедия, "лувийцы испытали влияние как цивилизаций Древнего Востока (лувийские иероглифы), так и местного аборигенного населения". Надо полагать, что с лувийцами произошло примерно то же самое, что и с ахейцами. Микенская культура ахейцев настолько сильно была пропитана духом завоёванного народа, что поначалу А. Эванс и другие исследовали совершенно не отличали её от крито-минойской культуры. Лувийцы, подчинив себе ликийцев, представляли собой государственную "вертикаль власти", как и их ближайшие родственники - хетты. И со времени появления в Ликии лувийцев следует говорить о двух параллельно живущих народах - собственно ликийцах и лувийцах, подданных и собирателях дани.

Естественно, автохтонные ликийцы продолжали жить в культурных традициях Эгеиды, тогда как пришлые лувийцы принесли с собой степной, индоевропейский элемент. Конечно, это различие проявилось прежде всего в способах захоронения умерших: если ликийцы хоронили покойников в скальных гробницах и каменных цистах, как повсюду в Эгеиде, то лувийцы делали ещё и курганы поверх захоронений. Подобные гробницы внутри искусственно насыпных курганов были открыты и в Элладе (например, гробница Атрея).

Где "заседала" лувийская аристократия? На территории Ликии раскопан древний город Ксанф, или Ксантос [1] который был основан в начале 1-го тысячелетия до нашей эры (то есть он древнее "вечного города" Рима). Но, может быть, он ещё древнее, так как города, как правило, на пустом месте никогда не строятся, - всегда есть какое-то более древнее "городище".

Между прочим, рядом с Ксанфом обнаружен Летоон — дре́внее святилище богини Лето (в римской мифологии — Латона), а также её детей-близнецов Аполлона и Артемиды. В период, предшествующий эллинизации ликийского региона (VII-V век до н. э.) на этом месте по всей вероятности располагалось более древнее святилище, служившее центром культа Богини-матери (В Ликии - Eni Mahanahi). С приходом греков и распространением их культуры, в IV веке до н. э., здесь возникает поклонение богине Лето и её детям — Аполлону и Артемиде.

Ксанф погиб во время экспансии Персидской империи. Примерно в 540 г. до н.э. персы встретили и разбили небольшую ликийскую армию на равнинах к северу от города. После столкновения ликийцы отступили в город, осаждённый персами. Ликийцы разрушили свой собственный ксанфский акрополь, убили своих жён, детей и рабов, а затем предприняли самоубийственную атаку против превосходящих персидских войск. Таким образом, погибло всё население Ксанфа, за исключением 80 семей, отсутствовавших во время боевых действий.

-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ксантос - греческое имя, появившееся во время его эллинизации.  Хеттское и лувийское название города дано в надписях как Аринна (не путать с Аринна рядом с Хаттусой ).

Tags: Анатолия, ликийцы
Subscribe

Posts from This Сommunity “ликийцы” Tag

  • О "столпе" Симеона Столпника.

    Симео́н Сто́лпник (около 390 — 2 сентября 459) — сирийский христианский монах, основоположник новой формы аскезы — столпничества.…

  • Немного о ликийцах.

    "По свидетельству Геродота (История, I, 173), ликийцы называли своих детей не по отцу, как эллины, а исключительно по матери, отмечали во всех…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Сommunity “ликийцы” Tag

  • О "столпе" Симеона Столпника.

    Симео́н Сто́лпник (около 390 — 2 сентября 459) — сирийский христианский монах, основоположник новой формы аскезы — столпничества.…

  • Немного о ликийцах.

    "По свидетельству Геродота (История, I, 173), ликийцы называли своих детей не по отцу, как эллины, а исключительно по матери, отмечали во всех…