Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о ликийцах (2).

Говоря о ликийцах, надо прежде всего иметь в виду, что Анатолия в своё время являлась центром высокоразвитых земледельческих культур и "трамплином" для распространения этих культур в бассейне Средиземноморья и во всей Европе. Территория проживания ликийцев, естественно, находилась в сфере влияния "неолитической революции" и всего с нею связанного.

Carte_Lycie

Так что ликийцев можно смело назвать продолжателями линии Чатал-Хююка и Хаджилара. Может быть, именно с побережья Ликии начиналась колонизация Крита и всей Эгеиды. Хотя "отец истории" Геродот, наоборот, считал, что ликийцы произошли с Крита. Такое мнение у него, очевидно, сложилось потому, что культура и обычаи ликийцев напоминали гибрид критской культуры и культуры соседних карийцев. Так или иначе, ликийцы, до поры до времени, находились в орбите влияния крито-минойской культуры. Можно предположить, что племена западного побережья Анатолии в культурном отношении ничем не отличались от пеласгов.

Около 1500 г. до н. э. в Эгеиде происходят драматические перемены. Из причерноморских степей в Элладу вторгаются племена греков-ахейцев, которые ок. 1450 г. до н. э. захватывают Крит вместе с его флотом. Очевидно, примерно в то же время или немного позже была захвачена и Ликия, потому что "начиная с XIV в. до н. э. Ликия была местом, откуда на Египет совершали набеги пираты (будущие «народы моря»). Собственно, набеги эти организовывали ахейцы, а ликийцев они "припрягали" в походы. Совершенно аналогичная ситуация сложится много позднее во время походов русов на Царьград; сами славяне никогда не переплывали Чёрное море, но варяги задействовали их в своих предприятиях.

Ахейские племена вторглись в Элладу, и одновременно племена лувийцев вторглись с Балкан в Анатолию и заселили территорию от Эгейского моря до Киликии.

Лувийцы на карте

Как сообщает Википедия, "лувийцы испытали влияние как цивилизаций Древнего Востока (лувийские иероглифы), так и местного аборигенного населения". Надо полагать, что с лувийцами произошло примерно то же самое, что и с ахейцами. Микенская культура ахейцев настолько сильно была пропитана духом завоёванного народа, что поначалу А. Эванс и другие исследовали совершенно не отличали её от крито-минойской культуры. Лувийцы, подчинив себе ликийцев, представляли собой государственную "вертикаль власти", как и их ближайшие родственники - хетты. И со времени появления в Ликии лувийцев следует говорить о двух параллельно живущих народах - собственно ликийцах и лувийцах, подданных и собирателях дани.

Естественно, автохтонные ликийцы продолжали жить в культурных традициях Эгеиды, тогда как пришлые лувийцы принесли с собой степной, индоевропейский элемент. Конечно, это различие проявилось прежде всего в способах захоронения умерших: если ликийцы хоронили покойников в скальных гробницах и каменных цистах, как повсюду в Эгеиде, то лувийцы делали ещё и курганы поверх захоронений. Подобные гробницы внутри искусственно насыпных курганов были открыты и в Элладе (например, гробница Атрея).

Где "заседала" лувийская аристократия? На территории Ликии раскопан древний город Ксанф, или Ксантос [1] который был основан в начале 1-го тысячелетия до нашей эры (то есть он древнее "вечного города" Рима). Но, может быть, он ещё древнее, так как города, как правило, на пустом месте никогда не строятся, - всегда есть какое-то более древнее "городище".

Между прочим, рядом с Ксанфом обнаружен Летоон — дре́внее святилище богини Лето (в римской мифологии — Латона), а также её детей-близнецов Аполлона и Артемиды. В период, предшествующий эллинизации ликийского региона (VII-V век до н. э.) на этом месте по всей вероятности располагалось более древнее святилище, служившее центром культа Богини-матери (В Ликии - Eni Mahanahi). С приходом греков и распространением их культуры, в IV веке до н. э., здесь возникает поклонение богине Лето и её детям — Аполлону и Артемиде.

Ксанф погиб во время экспансии Персидской империи. Примерно в 540 г. до н.э. персы встретили и разбили небольшую ликийскую армию на равнинах к северу от города. После столкновения ликийцы отступили в город, осаждённый персами. Ликийцы разрушили свой собственный ксанфский акрополь, убили своих жён, детей и рабов, а затем предприняли самоубийственную атаку против превосходящих персидских войск. Таким образом, погибло всё население Ксанфа, за исключением 80 семей, отсутствовавших во время боевых действий.

-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ксантос - греческое имя, появившееся во время его эллинизации.  Хеттское и лувийское название города дано в надписях как Аринна (не путать с Аринна рядом с Хаттусой ).

Tags: Анатолия, ликийцы
Subscribe

Posts from This Сommunity “ликийцы” Tag

  • О "столпе" Симеона Столпника.

    Симео́н Сто́лпник (около 390 — 2 сентября 459) — сирийский христианский монах, основоположник новой формы аскезы — столпничества.…

  • Немного о ликийцах.

    "По свидетельству Геродота (История, I, 173), ликийцы называли своих детей не по отцу, как эллины, а исключительно по матери, отмечали во всех…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments

Posts from This Сommunity “ликийцы” Tag

  • О "столпе" Симеона Столпника.

    Симео́н Сто́лпник (около 390 — 2 сентября 459) — сирийский христианский монах, основоположник новой формы аскезы — столпничества.…

  • Немного о ликийцах.

    "По свидетельству Геродота (История, I, 173), ликийцы называли своих детей не по отцу, как эллины, а исключительно по матери, отмечали во всех…