
Бронзовая фигурка богини Секваны на лодочке-утке; сокровища Источников Сены, галло-романский период 2-3 в. до н.э.
Богиня Секвана в галло-римский период считалась божеством реки Сены и покровительницей кельтского племени Секванов.
Особым даром богини считались чудотворные родники у истоков Сены, которые назывались "Fontes Sequanae" ("Источники Секваны"), расположенные на плато Шатийон, к северо-западу от Дижона в Бургундии. Здесь во 2-1 в. до н.э. было создано Святилище, связанное с исцелением. Но поклонялись ей в этих местах с 500 года до н.э.

Статуя Секваны, лишённая головы, из известняка, 1 в. н.э. Она была найдена в комнате, которая выходила на первый Святой Источник, что говорит о том, что эта "комната" была изначальным святилищем богини. Её поза, восседающей на троне Матроны в богатом хитоне, выдаёт ту важность и влиятельность, которую она имела для почитателей.
Причём, подобные уточки встречались и в других местах проживания кельтов.

Бронзовая уточка из Форта железных веков Мильбер Даун в графстве Девон (Англия), в ключике птицы зажат предмет, похожий на торт или некую гранулу. Уточка представлена плывущей по воде, это заметно по линии на её теле.
Таких уточек нередко находят в могилах детей.
Утинообразную ладью Секваны трактуют как объединение солнечного символа с водной птицей, - традиция, которая шла с европейского бронзового века. В этот период солнечные символы и божества катались на лодках-утках, что представлено в изображениях на вазах и ювелирных изделиях. Эта традиция объединять солнце и водоплавающих птиц продолжилась в железном веке, когда распространяются бронзовые подвески с солнцем на утиной лодочке, а также ожерелья с солнечным колесом в окружении уток.
То есть в этом контексте, Секвану можно трактовать как небесную богиню, и даже божество солнца. Её связь с исцелением и источниками также говорит в пользу этого, поскольку уже не раз была отмечена связь солнечной богини с целебными источниками. В этот период кельтские солнечные божества считались хозяевами вод и подземного мира мёртвых. И именно водоплавающая птица, которая могла летать в небесах, плавать по воде, а также погружаться под воду (в мир мёртвых), как нельзя лучше подходила на роль такого универсального символа для не менее универсального единого божества.

Реконструкция галло-римского святилища богини Секваны у истоков Сены, в месте её Источников. Сам бассеин со Святым источником в центре
Секване, как и другим подобным богиням, делали посвящения в её Святилище на реке Сена, приносили дары, в том числе части тела, которые нуждались в излечении.

Деревянные грудная клетка и легкие. Древние кельты не были большими знатоками медицины и имели мало представлений о том, как выглядели внутренние органы.
Святилище было частично разрушено во время германского нашествия в 3 в. н.э. А в 534 г. в 10 км к югу от бывшего места поклонения богини было создано крупное аббатство, где поклонятись Святой Сене или Секване. Вплоть до 19 века сюда приходили многочисленные паломники на мессу и по традиции бросали в воду кубки.
Уже в начале средних веков рассказывали легенду, что источники создал ослик Секваны для того, чтобы напиться.

Так сегодня выглядят Источники Секваны, место превращено в парк

Статуя Секваны, работы Ярансуа Жуффруа, в искуственном гроте на месте её бывшего храма, и грот и статуя созданы в 19-м веке, когда город Париж купил эту местность. Ныне эта богиня олицетворяет реку Сена, которая является одним из символов Парижа. Она выглядит как классическая нимфа с фруктами в руке и венком на голове, утиной лодочки у неё больше нет.
----------------------------------------
Мне думается, здесь мы имеем дело скорее с нимфами, нежели с богинями. Наверно, Секвана первоначально была наядой, и, скорее всего, таковой и осталась. Но людское почитание возвысило её статус до богини.
Дело в том, что у кельтов каждая река, точнее, каждый источник реки, был священным, потому как это был выход на поверхность из чрева Матери-Земли. Так что таких богинь, как Секвана, было множество. В этом смысле ту же Секвану никак не сравнить с богиней Кибелой, например, или Астартой, или Артемидой. Астарте поклонялись везде, а Секване лишь у целительного источника. В этом отношении она всё же больше напоминает греческих наяд.
Кроме того, я полагаю необоснованным трактовать Секвану как богиню неба и солнца. Обращение к образу водоплавающей птицы, "которая могла летать в небесах, плавать по воде, а так же погружаться под воду (в мир мёртвых)", скорее свидетельствует о практике исцеления больных, подобной шаманской. Шаманы во время своих путешествий в ИСС ищут души больных и умерших в "нижнем" и "верхнем" мирах. На реконструкции галло-римского святилища богини Секваны мы видим целый комплекс помещений, в некоторых из которых, возможно, проживали служительницы богини, шаманки, которые занимались лечением больных.