Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Секвана - кельтская богиня реки Сены и целебных источников.

Оригинал взят у mazayka_urza в Секвана - кельтская богиня реки Сены и целебных источников.


Бронзовая фигурка богини Секваны на лодочке-утке; сокровища Источников Сены, галло-романский период 2-3 в. до н.э.

Богиня Секвана в галло-римский период считалась божеством реки Сены и покровительницей кельтского племени Секванов.
Особым даром богини считались чудотворные родники у истоков Сены, которые назывались "Fontes Sequanae" ("Источники Секваны"), расположенные на плато Шатийон, к северо-западу от Дижона в Бургундии. Здесь во 2-1 в. до н.э. было создано Святилище, связанное с исцелением. Но поклонялись ей в этих местах с 500 года до н.э.

Статуя Секваны, лишённая головы, из известняка, 1 в. н.э. Она была найдена в комнате, которая выходила на первый Святой Источник, что говорит о том, что эта "комната" была изначальным святилищем богини. Её поза, восседающей  на троне Матроны в богатом хитоне, выдаёт ту важность и влиятельность, которую она имела для почитателей.
Позднее, когда Святилище было захвачено римлянами, они построили здесь два храма с колоннадами.

Бронзовое изображение Секваны 100 г. н.э.
Характерная для Секваны иконография - женщина в диадеме, которая протягивает руки, в приветственном жесте паломникам, пришедшим в её святилище, ища исцеление себе и своим близким. Она обычно изображается стоящей на лодочке, имеющей форму утки или иной водоплавающей птицы. Если присмотреться, то можно обратить внимание, что в клюве утки иногда есть какой-то предмет, чаще круглый, который трактуют как жемчужину.
Причём, подобные уточки встречались и в других местах проживания кельтов.



Бронзовая уточка из Форта железных веков Мильбер Даун в графстве Девон (Англия), в ключике птицы зажат предмет, похожий на торт или некую гранулу. Уточка представлена плывущей по воде, это заметно по линии на её теле.
Именно эта лодочка-утка считается тем коренным исконным кельтским элементом, который Секвана сохранила после пришествия римлян. Интересно то, что в фольклоре тех местностей, где проживают кельтские народы, встречаются упоминания о самодвижущихся лодочках в форме лебедя (или иной водоплавающей птицы), как, например, в истории о Гроах (морской ведьмы) озера Лох на островке архипелага Гленан (Британия), которая доставляла путников на дно озера в хрустальный дворец, где проживала роковая красавица, пожирающая влюблённых мужчин, для продления молодости.
Таких уточек нередко находят в могилах детей.
Утинообразную ладью Секваны трактуют как объединение солнечного символа с водной птицей, - традиция, которая шла с  европейского бронзового века. В этот период солнечные символы и божества катались на лодках-утках, что представлено в изображениях на вазах и ювелирных изделиях. Эта традиция объединять солнце и водоплавающих птиц продолжилась в железном веке, когда распространяются бронзовые подвески с солнцем на утиной лодочке, а также ожерелья с солнечным колесом в окружении уток.
То есть в этом контексте, Секвану можно трактовать как небесную богиню, и даже божество солнца. Её связь с исцелением и источниками также говорит в пользу этого, поскольку уже не раз была отмечена связь солнечной богини с целебными источниками. В этот период кельтские солнечные божества считались хозяевами вод и подземного мира мёртвых. И именно водоплавающая птица, которая могла летать в небесах, плавать по воде, а также погружаться под воду (в мир мёртвых), как нельзя лучше подходила на роль такого универсального символа для не менее универсального единого божества.


Реконструкция галло-римского святилища богини Секваны у истоков Сены, в месте её Источников. Сам бассеин со Святым источником в центре

Секване, как и другим подобным богиням, делали посвящения в её Святилище на реке Сена, приносили дары, в том числе части тела, которые нуждались в излечении.


Рука из дерева  и нога из камня. Их могли преподнести богине люди, страдающие от инвалидности

Деревянные грудная клетка и легкие. Древние кельты не были большими знатоками медицины и имели мало представлений о том, как выглядели внутренние органы.

Бронзовые таблички, изображающие глаза, вероятно, больное место дароносцев

Запеленатый младенец из камня, один из вотивных даров  Секване
Кроме исцеления, поломники проводили в Святилище ритуал Инкубации, когда они засыпали и ожидали, что богиня явится им, чтобы побыстрее излечить их. Затем жрецы толковали эти сны, говоря от имени Секваны. Предполагают, что подобная традиция была привезена кельтами из Древней Греции, где сществовало святилище Эпидавр, посвящённое богу врачевания Асклепию. Обряд инкубации был одним из основных, связанных с этим божеством.

Деревянные скульптуры, изображающие двух паломников, найденные у Источников Секваны
Богиня Секвана считалась очень важной, ведь кроме излечения она покровительствовала торговцам, которые осуществляли перевозку своих товаров по реке Сена.
Святилище было частично разрушено во время германского нашествия в 3 в. н.э. А в 534 г. в 10 км к югу от бывшего места поклонения богини было создано крупное аббатство, где поклонятись Святой Сене или Секване. Вплоть до 19 века сюда приходили многочисленные паломники на мессу и по традиции бросали в воду кубки.
Уже в начале средних веков рассказывали легенду, что источники создал ослик Секваны для того, чтобы напиться.



Так сегодня выглядят Источники Секваны, место превращено в парк


Статуя Секваны, работы Ярансуа Жуффруа, в искуственном гроте на месте её бывшего храма, и грот и статуя созданы в 19-м веке, когда город Париж купил эту местность. Ныне эта богиня олицетворяет реку Сена, которая является одним из символов Парижа. Она выглядит как классическая нимфа с фруктами в руке и венком на голове, утиной лодочки у неё больше нет.
Сейчас посетители продолжают древнюю традицию и бросают в воды монетку.
-----------------------------------------------------------------------------------------

Мне думается, здесь мы имеем дело скорее с нимфами, нежели с богинями. Наверно, Секвана первоначально была наядой, и, скорее всего, таковой и осталась. Но людское почитание возвысило её статус до богини.

Дело в том, что у кельтов каждая река, точнее, каждый источник реки, был священным, потому как это был выход на поверхность из чрева Матери-Земли. Так что таких богинь, как Секвана, было множество. В этом смысле ту же Секвану никак не сравнить с богиней Кибелой, например, или Астартой, или Артемидой. Астарте поклонялись везде, а Секване лишь у целительного источника. В этом отношении она всё же больше напоминает греческих наяд.

Кроме того, я полагаю необоснованным трактовать Секвану как богиню неба и солнца. Обращение к образу водоплавающей птицы, "которая могла летать в небесах, плавать по воде, а так же погружаться под воду (в мир мёртвых)", скорее свидетельствует о практике исцеления больных, подобной шаманской. Шаманы во время своих путешествий в ИСС ищут души больных и умерших в "нижнем" и "верхнем" мирах. На реконструкции галло-римского святилища богини Секваны мы видим целый комплекс помещений, в некоторых из которых, возможно, проживали служительницы богини, шаманки, которые занимались лечением больных.


Tags: вода, кельты, нимфы, птицы
Subscribe

  • "Колесо" архаичного мышления.

    " Согласно традиционным африканским представлениям, жизнь никогда не кончается, если она организована разумно, то есть выверенным поколениями…

  • Мечты.

    Йосеф Исраэлс "Мечты", 1860 год.

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments