Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Кибела под Воронежем.

В. И. Гуляев в статье "Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет:

"Культ фригийской богини очень рано (не позже VIII-VII вв. до н.э.) восприняли ионийские греки — жители городов Малой Азии. От них этот культ попал в материковую Грецию и на острова Эгейского моря, а поскольку главный поток эллинской колонизации в Северное Причерноморье шел именно из Ионии (в основном из Милета), то со временем Кибелу стали почитать и в возникших на северопричерноморском побережье греческих городах-полисах. К концу VI в. до н.э. относится терракотовая статуэтка Кибелы, открытая в некрополе Ольвии. По мере расширения контактов греков с населением степной Скифии (особенно с её знатью) этот культ постепенно стал проявляться и в варварской среде, хотя и в гораздо более позднее время — в IV в. до н.э.

Не раз отмечалось, что скифское искусство сумело прекрасно развить звериный стиль, но с трудом выходило из примитивного состояния, когда дело касалось человеческих изображений. Это не мешает, однако, человеку часто фигурировать в этом искусстве, но изображения людей встречаются главным образом с конца V в. (Солоха). До этого времени человеческое изображение давалось лишь в произведениях импортных, греческих; единственное, пожалуй, исключение составляют каменные фигуры воинов... (т.е. стелы на вершинах курганов. — В.Г.). С конца V в. спрос на антропоморфные изображения усиливается. Они одновременно встречаются и на греческих, и на скифских вещах, бытовавших у представителей скифской знати.

«Антропоморфизация» скифского искусства, т.е. появление в нём изображений человека, более или менее широко начинает прослеживаться с конца V и, особенно, в IV в. до н.э. В это время в скифских древностях известно довольно значительное количество антропоморфных образов, но большинство их было делом рук эллинских мастеров. Вещей же, которые можно безоговорочно отнести к продукции собственно скифов, едва ли наберётся более десятка. «Вещи с антропоморфными изображениями встречены, на данный момент, только в богатых погребальных памятниках представителей скифской аристократии. Достаточно популярен был образ Владычицы зверей (т.е. Кибелы, Аргимпасы. — В.Г.). Наиболее раннее изображение богини украшало ажурные пластины (из железа, золота и серебра. — В.Г.) ... из “царского” Александропольского кургана» (Великая Скифия, 2002. С. 138).

gulyaev-vi-2018-2

Однако отдельные антропоморфные изображения появились у скифов уже в конце Vl - начале Vll века до н. э. Таково, например, изображение "Владычицы зверей" на скифском серебряном зеркале.

gulyaev-vi-2018-1

По форме зеркало относится к ранним скифским типам, а изображения на оборотной его (электровой) части явно сделаны по канонам восточно-греческого (ионийского) искусства. Среди многочисленных изображений на диске (их всего 24) «главным персонажем выступает крылатая женская фигура с пантерами в руках — обычными атрибутами Великой малоазийской богини Кибелы...» (Алексеев, 2012. С. 108). «В литературе за этим образом утвердилось название “Владычица зверей”. Несомненна связь этого образа с искусством и религией Передней Азии, его отождествляют с Кибелой и Артемидой. Пантеры были её наиболее древними атрибутами... (курсив автора. — В.Г.). В скифском пантеоне таким божеством могла быть Афродита Небесная-Аргимпаса, божество по природе своей явно восточного происхождения...» (Бессонова, 1983. С. 82, 85). М.И. Максимова также считает, что «в греческой трактовке дано главное изображение на зеркале — группа Кибелы с двумя пантерами, которых она держит за лапы. Богиня — олицетворение творческих сил природы, владычица над животным царством, почитавшаяся в Малой и Передней Азии под различными именами (Кибела, Анаитис, Атаргатис и др.), очень рано была отождествлена греками с их богиней Артемидой — Владычицей зверей» (Максимова, 1954. С. 293, 294).

В IV в. до н.э. скифские ремесленники-ювелиры вполне освоили в своих произведениях эллинизированный образ Кибелы. Речь идёт о четырёх парах золотых височных подвесок (или, как принято говорить, «серьгах») из курганных погребений знатных скифянок.

gulyaev-vi-2018-4

«Есть основания полагать, — считает С.С. Бессонова, — что жрицами Аргимпасы-Афродиты (и Кибелы. — В.Г.) были женщины царского рода. Их хоронили вместе с царём в уборах, украшенных изображением богини, где она предстаёт божеством загробного мира...» (Бессонова, 1997. С. 8).

Вполне может быть, что все четыре случая находок золотых подвесок с изображением Кибелы связаны с женщинами, выполнявшими наряду с другими и жреческие функции. Но анализ погребальных комплексов, из которых эти подвески происходят, не позволяет все их считать «царскими». Таковым может быть лишь одно захоронение — «царицы» в Толстой Могиле. Погребение из Любимовки вообще принадлежало девочке с нехитрым сопровождающим инвентарём. Погребения в Мастюгино и Большой Знаменке относятся скорее всего к курганам средних слоёв скифской знати. Правда, есть и дополнительные аргументы в пользу того, что с культом Аргимпасы-Кибелы были так или иначе связаны представительницы из довольно высоких аристократических семей Скифии. Речь идёт о двух женских захоронениях IV в. до н.э. в скифской лесостепи: гробница «царицы» в Большом Рыжановском кургане (№4) к югу от Киева и о могиле знатной скифянки преклонного возраста в кургане 18 у с. Колбино на Среднем Дону. В обоих случаях в этих захоронениях у женщин имелись золотые височные подвески с фигурами пантер". Культ Кибелы всегда был связан с изображениями грозных кошачьих хищников — в более раннее время с пантерами (Келермесское зеркало), а позднее — со львами. Собственно говоря, принципиальных различий между этими животными не существует. Чёрная (и с любым окрасом) пантера — не отдельный вид, а всего лишь подвид семейства кошачьих (т.е. львов, ягуаров, леопардов и др.). Чёрная она лишь в дремучих тропических лесах Африки, Азии и Южной Америки. При этом её горные сородичи — белые, а обитатели саванн и степей — жёлтые в чёрную крапинку (Брем, 2004. С. 112, 113)."

gulyaev-vi-2018-7

gulyaev-vi-2018-8

Ну вот, под Воронежем, недалеко от того места, где я живу, когда-то ходили скифские девчонки с серёжками-"пантерами" в ушах. Я не думаю, что им было известно имя Кибела или они что-нибудь знали о культе этой богини к югу от Понта Эвксинского. Скорее всего, как это часто бывало в дохристианском мире, некоторые черты культа Кибелы и её образа "наложились" на привычный скифам образ "Владычицы зверей" Агримаспы. И, наверно, этот образ в более чистом виде сохранялся у сарматов, которые были "старообрядцами" скифского мира. Но там уж точно не было никаких антроморфных изображений богини. Наверно, сарматы почитали это кощунством. И, может быть, убивали скифов как "вероотступников".
Tags: Кибела, скифы
Subscribe

Posts from This Сommunity “скифы” Tag

  • Богиня огня.

    Тапати - индуистская богиня, дочь бога Солнца Сурьи. Её имя означает «согревающая», «горячая», «обжигающая».…

  • Женское божество как единство трёхчастного мира.

    "На конских налобниках с юга России (из курганов Большая Цимбалка и Толстая Могила, датируемых IV в. н.э.) Богиня предстаёт пронизывающей все…

  • Энареи.

    Энареи – женоподобные гадатели, носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие «подобно женщинам», —…

  • О скифском матриархате.

    И. Ю. Шауб в своей статье "ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СКИФСКОЙ РЕЛИГИИ" сообщает: "Cреди основных божеств скифского пантеона у Геродота…

  • "Амазонки" Среднего Дона.

    Елена Кудрявцева сообщает о женских захоронениях скифского времени на Среднем Дону. Лёгкие наконечники для копий, железный крюк в виде птицы,…

  • Об архаичности культа Гестии.

    Д. В. Пикалов пишет ("Миф и ритуал неолита"): "Греческая Гестия, если судить по литературным источникам, когда-то занимала ведущее…

  • Матриархат у скифов.

    "Большое значение для понимания сущности скифской религии имеет работа К. Мейли, доказавшего существование у скифов ранней формы шаманизма…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments