Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Кибела под Воронежем.

В. И. Гуляев в статье "Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет:

"Культ фригийской богини очень рано (не позже VIII-VII вв. до н.э.) восприняли ионийские греки — жители городов Малой Азии. От них этот культ попал в материковую Грецию и на острова Эгейского моря, а поскольку главный поток эллинской колонизации в Северное Причерноморье шел именно из Ионии (в основном из Милета), то со временем Кибелу стали почитать и в возникших на северопричерноморском побережье греческих городах-полисах. К концу VI в. до н.э. относится терракотовая статуэтка Кибелы, открытая в некрополе Ольвии. По мере расширения контактов греков с населением степной Скифии (особенно с её знатью) этот культ постепенно стал проявляться и в варварской среде, хотя и в гораздо более позднее время — в IV в. до н.э.

Не раз отмечалось, что скифское искусство сумело прекрасно развить звериный стиль, но с трудом выходило из примитивного состояния, когда дело касалось человеческих изображений. Это не мешает, однако, человеку часто фигурировать в этом искусстве, но изображения людей встречаются главным образом с конца V в. (Солоха). До этого времени человеческое изображение давалось лишь в произведениях импортных, греческих; единственное, пожалуй, исключение составляют каменные фигуры воинов... (т.е. стелы на вершинах курганов. — В.Г.). С конца V в. спрос на антропоморфные изображения усиливается. Они одновременно встречаются и на греческих, и на скифских вещах, бытовавших у представителей скифской знати.

«Антропоморфизация» скифского искусства, т.е. появление в нём изображений человека, более или менее широко начинает прослеживаться с конца V и, особенно, в IV в. до н.э. В это время в скифских древностях известно довольно значительное количество антропоморфных образов, но большинство их было делом рук эллинских мастеров. Вещей же, которые можно безоговорочно отнести к продукции собственно скифов, едва ли наберётся более десятка. «Вещи с антропоморфными изображениями встречены, на данный момент, только в богатых погребальных памятниках представителей скифской аристократии. Достаточно популярен был образ Владычицы зверей (т.е. Кибелы, Аргимпасы. — В.Г.). Наиболее раннее изображение богини украшало ажурные пластины (из железа, золота и серебра. — В.Г.) ... из “царского” Александропольского кургана» (Великая Скифия, 2002. С. 138).

gulyaev-vi-2018-2

Однако отдельные антропоморфные изображения появились у скифов уже в конце Vl - начале Vll века до н. э. Таково, например, изображение "Владычицы зверей" на скифском серебряном зеркале.

gulyaev-vi-2018-1

По форме зеркало относится к ранним скифским типам, а изображения на оборотной его (электровой) части явно сделаны по канонам восточно-греческого (ионийского) искусства. Среди многочисленных изображений на диске (их всего 24) «главным персонажем выступает крылатая женская фигура с пантерами в руках — обычными атрибутами Великой малоазийской богини Кибелы...» (Алексеев, 2012. С. 108). «В литературе за этим образом утвердилось название “Владычица зверей”. Несомненна связь этого образа с искусством и религией Передней Азии, его отождествляют с Кибелой и Артемидой. Пантеры были её наиболее древними атрибутами... (курсив автора. — В.Г.). В скифском пантеоне таким божеством могла быть Афродита Небесная-Аргимпаса, божество по природе своей явно восточного происхождения...» (Бессонова, 1983. С. 82, 85). М.И. Максимова также считает, что «в греческой трактовке дано главное изображение на зеркале — группа Кибелы с двумя пантерами, которых она держит за лапы. Богиня — олицетворение творческих сил природы, владычица над животным царством, почитавшаяся в Малой и Передней Азии под различными именами (Кибела, Анаитис, Атаргатис и др.), очень рано была отождествлена греками с их богиней Артемидой — Владычицей зверей» (Максимова, 1954. С. 293, 294).

В IV в. до н.э. скифские ремесленники-ювелиры вполне освоили в своих произведениях эллинизированный образ Кибелы. Речь идёт о четырёх парах золотых височных подвесок (или, как принято говорить, «серьгах») из курганных погребений знатных скифянок.

gulyaev-vi-2018-4

«Есть основания полагать, — считает С.С. Бессонова, — что жрицами Аргимпасы-Афродиты (и Кибелы. — В.Г.) были женщины царского рода. Их хоронили вместе с царём в уборах, украшенных изображением богини, где она предстаёт божеством загробного мира...» (Бессонова, 1997. С. 8).

Вполне может быть, что все четыре случая находок золотых подвесок с изображением Кибелы связаны с женщинами, выполнявшими наряду с другими и жреческие функции. Но анализ погребальных комплексов, из которых эти подвески происходят, не позволяет все их считать «царскими». Таковым может быть лишь одно захоронение — «царицы» в Толстой Могиле. Погребение из Любимовки вообще принадлежало девочке с нехитрым сопровождающим инвентарём. Погребения в Мастюгино и Большой Знаменке относятся скорее всего к курганам средних слоёв скифской знати. Правда, есть и дополнительные аргументы в пользу того, что с культом Аргимпасы-Кибелы были так или иначе связаны представительницы из довольно высоких аристократических семей Скифии. Речь идёт о двух женских захоронениях IV в. до н.э. в скифской лесостепи: гробница «царицы» в Большом Рыжановском кургане (№4) к югу от Киева и о могиле знатной скифянки преклонного возраста в кургане 18 у с. Колбино на Среднем Дону. В обоих случаях в этих захоронениях у женщин имелись золотые височные подвески с фигурами пантер". Культ Кибелы всегда был связан с изображениями грозных кошачьих хищников — в более раннее время с пантерами (Келермесское зеркало), а позднее — со львами. Собственно говоря, принципиальных различий между этими животными не существует. Чёрная (и с любым окрасом) пантера — не отдельный вид, а всего лишь подвид семейства кошачьих (т.е. львов, ягуаров, леопардов и др.). Чёрная она лишь в дремучих тропических лесах Африки, Азии и Южной Америки. При этом её горные сородичи — белые, а обитатели саванн и степей — жёлтые в чёрную крапинку (Брем, 2004. С. 112, 113)."

gulyaev-vi-2018-7

gulyaev-vi-2018-8

Ну вот, под Воронежем, недалеко от того места, где я живу, когда-то ходили скифские девчонки с серёжками-"пантерами" в ушах. Я не думаю, что им было известно имя Кибела или они что-нибудь знали о культе этой богини к югу от Понта Эвксинского. Скорее всего, как это часто бывало в дохристианском мире, некоторые черты культа Кибелы и её образа "наложились" на привычный скифам образ "Владычицы зверей" Агримаспы. И, наверно, этот образ в более чистом виде сохранялся у сарматов, которые были "старообрядцами" скифского мира. Но там уж точно не было никаких антроморфных изображений богини. Наверно, сарматы почитали это кощунством. И, может быть, убивали скифов как "вероотступников".
Tags: Кибела, скифы
Subscribe

Posts from This Сommunity “скифы” Tag

  • Реконструируем образ Медузы.

    Как показал А. Фротингем, Медуза Горгона представляла собой гротескный образ почитавшейся богини более ранней эпохи, чем знакомая нам…

  • Богиня огня.

    Тапати - индуистская богиня, дочь бога Солнца Сурьи. Её имя означает «согревающая», «горячая», «обжигающая».…

  • Женское божество как единство трёхчастного мира.

    "На конских налобниках с юга России (из курганов Большая Цимбалка и Толстая Могила, датируемых IV в. н.э.) Богиня предстаёт пронизывающей все…

  • Энареи.

    Энареи – женоподобные гадатели, носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие «подобно женщинам», —…

  • О скифском матриархате.

    И. Ю. Шауб в своей статье "ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СКИФСКОЙ РЕЛИГИИ" сообщает: "Cреди основных божеств скифского пантеона у Геродота…

  • "Амазонки" Среднего Дона.

    Елена Кудрявцева сообщает о женских захоронениях скифского времени на Среднем Дону. Лёгкие наконечники для копий, железный крюк в виде птицы,…

  • Об архаичности культа Гестии.

    Д. В. Пикалов пишет ("Миф и ритуал неолита"): "Греческая Гестия, если судить по литературным источникам, когда-то занимала ведущее…

  • Матриархат у скифов.

    "Большое значение для понимания сущности скифской религии имеет работа К. Мейли, доказавшего существование у скифов ранней формы шаманизма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments