Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Города-"сундуки" Индо-Хараппской цивилизации.

Сделаем небольшой вечерний экскурс по городам и весям Индо-Хараппской цивилизации.

Шикарпур (Shikarpur) — древнее поселение Хараппской цивилизации, получившее название от расположенной рядом небольшой современной деревни в индийском штате Гуджарат.

Шикарпур

Территория древнего поселения занимала 3,4 га. В древности его окружала защитная стена, которая, судя по всему, возвышалась почти на 2 м по всему периметру (Источник).

Калибанган (Kalibangan) — древний город, расположенный на берегу сезонной реки Гхаггар-Хакра в северном Раджастхане (Индия). Ряд исследователей отождествляет её с древней рекой Сарасвати, русло которой пересохло, а прибрежные территории стали непригодны для жизни. Анализ полученных археологами материалов показал, что Калибанган являлся одним из древнейших и крупнейших городов Индской цивилизации, с развитым сельским хозяйством и ремесленным производством.

Калибанган
План Калибангана в хараппскую эпоху

На раннем, дохараппском, этапе своего существования Калибанган занимал площадь в 4,5 га. Город имел форму четырёхугольника, близкого к параллелограмму. Вход в него располагался со стороны реки — с северо-запада. Город окружала мощная защитная стена, сложенная из сырцового кирпича, толщина которой достигала местами 4 м.

В слоях XXVI в. до н. э. (5 фаза Калибангана I) были зафиксированы следы мощного землетрясения. Судя по всему, разрушения оказались настолько сильными, что город прекратил своё существование и был погребён под песками на столетие.

Площадь города на следующем этапе развития (Калибанган II) увеличилась в несколько раз и охватывала уже 25 га. Город был укреплён стеной, толщина которой достигала 7 м, а также имел цитадель, состоявшую из двух частей. По периметру стены возвышалось несколько башен (Источник).

Kalibangan_arterial_thoroughfare,_Harappan

Мехргарх (Мергарх, Мергар, Mehrgarh) — комплекс поселений эпохи неолита и энеолита (VII — начало II тыс. до н. э.), в Белуджистане (Пакистан), на западном берегу реки Болан, в 30 км юго-западнее современного города Сиби.

МЕХРГАРХ

Жилища обитателей Мергарха состояли из нескольких помещений, в ряде домов насчитывалось 4-6 комнат, имелись дополнительные камеры. В некоторых помещениях полы были окрашены охрой. Поселение окружала защитная стена.

сосуд
Фото: Metropolitan Museum of Art
(Источник.)

Ганверивала (Ganweriwala ) — археологический памятник, расположенный в пустыне Холистан, в пакистанской провинции Пенджаб. Ганверивала — один из крупнейших городов Хараппской (или, иначе, Индской) цивилизации, история которого уходит своими корнями в III тыс. до н. э. В древности на данной территории протекала река Сарасвати, на берегах которой сосредоточена основная масса памятников периода расцвета Хараппской культуры.

В настоящее время Ганверивала продолжает оставаться слабо изученной в археологическом плане. Однако имеющиеся в распоряжении учёных материалы позволяют предположить, что обитатели Ганверивалы жили в хорошо спланированном городе, застроенном зданиями из сырцового и обожжённого кирпича и камня. Для сбора и хранения воды сооружались специальные резервуары. Город имел укреплённую часть, был окружён защитной стеной, как и другие крупные поселения хараппской эпохи.

Судя по всему, общество Ганверивалы было стратифицированным, особый статус имели представители религиозной элиты и торговцы. Торговля в принципе играла важную роль в экономической жизни города — обнаруженные материалы позволяют судить о существовании связей с Египтом и Месопотамией. (Источник)

Итак, можно подвести итог и сказать с твёрдой уверенностью, что города Индо-Хараппской цивилизации были защищены стенами.

Похоже, это и всё, что можно сказать на сей счёт. Если о войнах между шумерскими городами все наслышаны, то о войнах между хараппскими городами ничего не известно. Вполне может быть, что их вообще не было.

Тогда зачем же строились стены? Ну, наверно затем же, зачем для хранения товаров строят складские помещения. Дело в том, что Индо-Хараппская цивилизация сделала ставку в своём развитии на торговлю с далёкими землями, и, в общем, это была цивилизация торговцев. Естественно, города, как перевалочные пункты, аккумулировали в себе большие объёмы товаров, которые обладали большой ценностью. Собственно, для хранения этих ценностей и строились стены. Как говорится, подальше положишь - поближе возьмёшь.

Под этим углом зрения любопытно взглянуть на Бхиррана (Bhirrana, Bhirdana, Birhana) — памятник археологии дохараппской эпохи, расположенный в маленькой индийской деревне в районе Фатехабад в штате Харьяна, в 220 км северо-западнее Нью-Дели.

Поселение Бхиррана непрерывно существовало в течение длительного периода — начиная с середины VIII тыс. до н. э. вплоть до 1-й половины II тыс. до н. э.

На основе полученных материалов археологами были выделены несколько этапов существования поселения Бхиррана, начиная с предшествующей Хараппской цивилизации культуры изделий Хакра, известной также как Калибанган-I, и вплоть до расцвета Бхирраны как полноценного хараппского города. В общей сложности, насчитывается пять таких периодов:


  • IA — культура изделий Хакра,


  • IB — ранняя Хараппская культура (7000-3300 гг. до н. э.),


  • IIA — так называемая «ранняя зрелость» Хараппской культуры (3300-2600 гг. до н. э.),


  • IIB — расцвет Хараппской культуры (2600-1900 гг. до н. э.),


  • Поздний Хараппский период (1900-1300 гг. до н. э.).


Бхиррана стала первым местом на территории Индии, где были обнаружены свидетельства распространения культуры изделий Хакра. Для носителей этой культуры характерен особый тип сооружений, которые представляют собой вырубленные в почве подземные жилые ямы, пол и стены которых покрывал аллювий долины реки Сарасвати, имеющий желтоватый оттенок.

Период IB связан с началом распространения Хараппской культуры. Впрочем, продолжает встречаться и керамика культуры Хакра. Территория поселения значительно увеличилась, но на этом этапе оно не имело укреплений. Изменилась технология строительства жилищ, которые теперь возводились из глиняных кирпичей.

В течение периода IIA продолжается трансформация городского пространства — меняется планировка, вокруг поселения возводится крепостная стена. Город теперь состоит из двух частей: укреплённой цитадели и Нижнего города, разделённого на кварталы улицами и небольшими переулками. В керамическом материале присутствуют черты, свойственные как ранней, так и зрелой Хараппской культуре.

В период IIB Хараппская культура достигает своего расцвета. Город по-прежнему окружён массивной крепостной стеной из сырцового кирпича. (Источник)

bhirrana3

Здесь как раз чётко увязано начало строительства стены вокруг города с его обогащением. Пока люди жили в полуземлянках и не обладали никакими материальными ценностями, никому и в голову не приходило строить защитные стены.
Tags: Индия, город
Subscribe

Posts from This Сommunity “Индия” Tag

  • Мистерия богини Амман.

    Как говорит автор фильма, " культ богини Амман (Мариамман) - один древнейших народных культов, возможно, более древний, чем культ Шивы или…

  • «Жизнь без царя́», в 4 актах с эпилогом.

    Во время раскопок Индо-Хараппской цивилизации не были обнаружены дворцы и какие-либо упоминания о существовании царей. Кроме того, исследователи не…

  • Рамакришна.

    Рамакришна родился 18 февраля 1836 года в одной из деревушек Бенгалии, в семье бедных браминов, живших очень тяжёлой жизнью. Это был обычный…

  • Шортугай.

    Шортугай (Shortugai, Shortughai) — археологический памятник в северо-восточном Афганистане, датированный приблизительно 2300-1800 гг. до н.…

  • О миграциях индийских зебу в Месопотамию.

    Недавно в статье "Исход" дравидов в Месопотамию? говорилось о том, что следы индийских зебу появляются в геноме ближневосточных коров…

  • Печать из Хараппы.

    Эта печать из Хараппы была обнаружена в Раджастане несколько лет назад ... Она из времени, когда Индо-Хараппская цивилизация находилась на…

  • Богиня священной смоковницы.

    Перед нами «печать с повествовательной сценой», одна из многих, сделанных людьми цивилизации долины Инда между 2200 и 1900 годами…

  • Кумари-пуджа

    В рамках праздника Дурга-пуджа существует Кумари-пуджа, то есть поклонение Дурге в её девственной ипостаси ("кумари" значит…

  • Единорог как "маркер" матриархата.

    Самые древние изображения единорога нашлись при раскопках Индо-Хараппской цивилизации. Однорогий буйвол. Цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments