Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Колесо" архаичного мышления.

"Согласно традиционным африканским представлениям, жизнь никогда не кончается, если она организована разумно, то есть выверенным поколениями мудрых предков образом. Она только прерывается сменой поколений, уходом из жизни одних, рождением и пребыванием на земле других. Во всех этих переменах заключена некая неодолимая константность. Один из величайших интеллектуалов XX века Леопольд Сенгор образно назвал её знаком реальности, ещё более глубокой, нежели видимые процессы и ритуалы. Он имел при этом в виду объединяющую связь с общим Предком, в свою очередь обусловленную кровным родством и вытекающей из него «общностью жизненного пламени». Ушедшие в тень возрождаются в потомках, которые не устают почитать и славить предков, постепенно одухотворяя последних, составляя вместе с ними и с теми, кто ещё не появился на свет, в ком они когда-то возродятся вновь, единое духовно нераздельное сообщество" (Цит. по: Андреев И. Л. Тамтам сзывает посвящённых. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 212).

Здесь уже весь матриархат, стоит лишь под общим Предком разуметь общую Мать.

Ближний Восток

Надо сказать, что "осевое" время появилось сравнительно недавно по историческим меркам. Ясперс датирует его рождение 800200 годами до новой эры. А до этого архаичное сознание повсюду воспринимало время как циклическое движение по кругу. (Кстати, современный циферблат часов является отражением таких представлений.)

В данном отношении особо показательной является фигура Сиддха́ртхи Гаута́мы, который позднее стал именоваться Буддой. Ключевым понятием в буддизме является "колесо сансары". Под сансарой в буддизме понимается мир страданий (дуккхи), неразрывно связанный с повторяемым циклом рождений и смертей. Будда призывает разорвать это бесконечное "колесо" и выйти из него в нирвану. В какой-то мере это схоже с той "доктриной финализма", которую проповедовал Гейдар Джемаль.

Впрочем "осевое" время и "линейное" сознание не полностью сменили "круговое" время и архаичное сознание. "Не стоит удивляться, - говорит африканист И. Л. Андреев, - когда из уст довольно крупного африканского учёного прозвучит что-то вроде: «Те, что умерли, не исчезли бесследно. Они - повсюду. В трепещущей листвой акации и в толстом стволе баобаба, в стоячей озёрной воде и в искрящихся брызгах водопада, в подземелье и фамильном склепе, в малолюдной саванне и в городской толпе, ибо умершие вовсе не умерли навсегда» [1]. Лишь встав на позиции первозданного анимистически-языческого пантеизма, согласно которому природа - вечно живой, вездесущий, непрерывно обновляющийся организм, поскольку она едина, совокупна, взаимосвязанна и нераздельна с людьми, её «населяющими», рождающимися, живущими и умирающими в её материнских объятьях, можно «выловить» реальный смысл в такого рода антропоморфно-пантеистических представлениях."

Я добавлю я от себя, что историку, изучающему культуры Старой Европы, тоже необходимо постоянно смотреть на всё через "призму" архаичного мышления, чтобы понимать, что - к чему, и не строить беспочвенных концепций, не соответствующих историческим реалиям.

-----------------------------------------------------------------
[1] Высказывание Бираго Диопа см.: Dogbe Y. Negritud, culture et civilisation. Р., 1980. Р. 211.



Tags: архаический мир, время, философия
Subscribe

Posts from This Сommunity “философия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments