Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О правах и полномочиях царицы-матери в Бенине.

"Искусство Бенина давно привлекало к себе внимание исследователей. Однако его сложная символика в значительной степени оставалась
загадкой и начала расшифровываться лишь в последние годы. Жемчужины бесчисленных бенинских сокровищ, накопленных за много веков, — уникальные маски из слоновой кости. Обычно описывались две маски из пяти найденных в Бенине и принадлежавших, по мнению В.Фэгга, резцу одного придворного мастера. До недавнего времени было известно только, что эти маски были найдены в спальне царя Бенина — обы при разгроме города британской карательной экспедицией в 1897 г. По предположению некоторых учёных, маски висели на шестах у ложа обы. Маски относятся к раннему периоду бенинского искусства: декоративные детали датируются примерно 1485 г.; сами маски — началом XVI в.


Маска Метрополитен музея помещалась в центре зала на высоком постаменте; слоновая кость выделялась на чёрном бархатном ложе. Освещение было направлено на лицо, неизъяснимую прелесть которого, к сожалению, не передают фотографии.

Маска из слоновой кости Бенин 16 век

Ещё недавно об этих масках сообщалось: «Висящая нагрудная маска обы». Немногие сведения, которые приводились об этих масках, часто были ошибочными. Лишь в последнее десятилетие стало известно, что нагрудные маски из слоновой кости были вырезаны в честь ийяобы — царицы-матери, сыном которой был могущественный оба Эсегие. Он правил в Бенине в начале XVI в. Царицей-матерью в этот период истории Бенина назначалась мать правящего обы. Её ранг был одним из высших в государстве после царя, наряду с эдаикеп — наследником (старшим сыном обы) и верховным военачальником — эзомо. Она по должности состояла членом исполнительного органа Эгхаэвбоноре — Государственного совета, в функции которого входило руководство управлением страной. Глава Государственного совета — йясе, «премьер-министр», должен был, согласно обычному праву Бенина, жениться на внучке ийяобы, старшей царской дочери. Права царицы-матери были приравнены к правам главного правителя города. Ийяоба управляла городом У зелу, известным как Эгуа ийяоба — владение царицы-матери, на территории которого она имела право над жизнью и смертью подданных; ей сооружались алтари и воздавались такие же почести, как царю. У неё был двор, ийяоба могла даровать титулы. Должность царицы-матери с широкими правами типична для традиционных африканских государств, но в политической иерархии Бенина царице-матери принадлежали уникальные полномочия. Ийяоба была единственной женщиной, которая была допущена к решению государственных дел. Только ийяоба, эзомо и эдаикен имели право носить высший государственный знак отличия: венец из красных морских кораллов, подобный короне обы. Царская корона имела вид головы священной ильной рыбы" (Цит. по: Синицына И. Е. В мире обычая. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. С. 18-19).

Кто бы мог подумать, что где-то в чёрной Африке, в каком-то Бенине, который и на карте не сразу найдёшь, в начале XVl века, при великом князе Василии lll, который, как сказано в Википедии, "заботился о передаче всей полноты власти по линии старшего сына, с ограничением власти младших сыновей", матери бенинского царя воздавались такие же почести, как царю, она была допущена к решению государственных дел и даровала титулы, кому пожелает. За 200 лет до наступления "женского века" в России!

Tags: Африка, власть, маски
Subscribe

Posts from This Сommunity “Африка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments