Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О правах и полномочиях царицы-матери в Бенине.

"Искусство Бенина давно привлекало к себе внимание исследователей. Однако его сложная символика в значительной степени оставалась загадкой и начала расшифровываться лишь в последние годы. Жемчужины бесчисленных бенинских сокровищ, накопленных за много веков, — уникальные маски из слоновой кости. Обычно описывались две маски из пяти найденных в Бенине и принадлежавших, по мнению В.Фэгга, резцу одного придворного мастера. До недавнего времени было известно только, что эти маски были найдены в спальне царя Бенина — обы при разгроме города британской карательной экспедицией в 1897 г. По предположению некоторых учёных, маски висели на шестах у ложа обы. Маски относятся к раннему периоду бенинского искусства: декоративные детали датируются примерно 1485 г.; сами маски — началом XVI в.

Маска Метрополитен музея помещалась в центре зала на высоком постаменте; слоновая кость выделялась на чёрном бархатном ложе. Освещение было направлено на лицо, неизъяснимую прелесть которого, к сожалению, не передают фотографии.

Маска из слоновой кости Бенин 16 век

Ещё недавно об этих масках сообщалось: «Висящая нагрудная маска обы». Немногие сведения, которые приводились об этих масках, часто были ошибочными. Лишь в последнее десятилетие стало известно, что нагрудные маски из слоновой кости были вырезаны в честь ийяобы — царицы-матери, сыном которой был могущественный оба Эсегие. Он правил в Бенине в начале XVI в. Царицей-матерью в этот период истории Бенина назначалась мать правящего обы. Её ранг был одним из высших в государстве после царя, наряду с эдаикеп — наследником (старшим сыном обы) и верховным военачальником — эзомо. Она по должности состояла членом исполнительного органа Эгхаэвбоноре — Государственного совета, в функции которого входило руководство управлением страной. Глава Государственного совета — йясе, «премьер-министр», должен был, согласно обычному праву Бенина, жениться на внучке ийяобы, старшей царской дочери. Права царицы-матери были приравнены к правам главного правителя города. Ийяоба управляла городом У зелу, известным как Эгуа ийяоба — владение царицы-матери, на территории которого она имела право над жизнью и смертью подданных; ей сооружались алтари и воздавались такие же почести, как царю. У неё был двор, ийяоба могла даровать титулы. Должность царицы-матери с широкими правами типична для традиционных африканских государств, но в политической иерархии Бенина царице-матери принадлежали уникальные полномочия. Ийяоба была единственной женщиной, которая была допущена к решению государственных дел. Только ийяоба, эзомо и эдаикен имели право носить высший государственный знак отличия: венец из красных морских кораллов, подобный короне обы. Царская корона имела вид головы священной ильной рыбы" (Цит. по: Синицына И. Е. В мире обычая. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. С. 18-19).

Кто бы мог подумать, что где-то в чёрной Африке, в каком-то Бенине, который и на карте не сразу найдёшь, в начале XVl века, при великом князе Василии lll, который, как сказано в Википедии, "заботился о передаче всей полноты власти по линии старшего сына, с ограничением власти младших сыновей", матери бенинского царя воздавались такие же почести, как царю, она была допущена к решению государственных дел и даровала титулы, кому пожелает. За 200 лет до наступления "женского века" в России!

Tags: Африка, власть, маски
Subscribe

Posts from This Сommunity “Африка” Tag

  • Матрилинейность у акан Западной Африки.

    Африканист И. Е. Синицына пишет в своей монографии "В мире обычая" ( М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997):…

  • В Африке суббота наступает в четверг.

    Интересно, что в Бенине и ряде других районов Западной Африки до прихода европейских колонизаторов существовала четырёхдневная неделя. Тамошний…

  • Бюрократы и охотники как "мухи" и "котлеты".

    (В продолжение записи Социальное лидерство в архаических обществах.) Африканист В. Р. Арсеньев в своей монографии " Звери = боги = люди"…

  • Артемида из тропиков.

    В. Р. Арсеньев в своей монографии " Звери = боги = люди" ( М.: Политиздат, 1991) считает, что Артемида как бы "выпадает" из…

  • Каменных дел мастерицы.

    "Консо — одна из самых многочисленных народностей группы кушитов, проживающая на юге Эфиопии. Женщины народа консо, возможно, единственные…

  • Коммуна Umodja: нелёгкое бремя свободы.

    Да, устал я и физически (чай, не мальчик 20 лет!), и ещё более - психически. Посмотришь вокруг - всё на соплях мотается, нигде и ни в чём нет…

  • Свидетель колдовства.

    Очень интересный материал о масаях у Mariam Sargsyan в статье " Погребённые заживо...тайны колдунов из племени масаев...". Американский…

  • Зелёная Сахара.

    ESENIA пишет, что "конец ледникового периода принёс в Сахару сильные дожди. Влажный период начался около 12 600 - 12 500 лет до н. э. (с более…

  • Крито-минойские быки родом из Египта?

    Проснувшись посреди ночи, я думал о неестественно длинных рогах крито-минойских быков. А что, если крито-минойские быки, которые участвовали в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments