Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Дж. Мелларт о Чатал-Хююке.

Дж. Мелларт пишет: "Занимая площадь 13 га, Чатал Хююк является самым большим неолитическим поселением на Ближнем Востоке, но из всей территории вскрыт только участок размером в 0,5 га в жреческом квартале".

Это было написано в 1964 году. Интересно, а сколько процентов этого поселения раскопано на сей день?

Далее: "Сообщение между домами могло осуществляться по крышам, находившимся на разной высоте: дома террасами поднимались по склону холма. Деревянные лестницы, вероятно, оставляли на крышах, как делают и теперь в анатолийских деревнях. На крышах и проходила большая часть жизни обитателей городка".

Чем хороши "откровения" археолога Дж. Мелларта, так это тем, что они исправляют негодные реконструкции, к которым мы все уже привыкли.


Чата-Хуюк

Здесь Чатал-Хююк изображён на ровной площадке, а на самом деле, как говорит, Дж. Мелларт, "дома террасами поднимались по склону холма". И это очень похоже на ту иранскую деревню, о которой говорилось в заметке "Почти Чатал-Хююк".

Для нас чрезвычайно важным является замечание Дж. Мелларта (Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. - Изд-во «Наука». Главная редакция восточной литературы. М., 1982. С. 85) о том, что при раскопках в Чатал-Хююке "свидетельства убийств не обнаружены".

И здесь тоже очень интересно: "Обнаружено большое количество семян крапивного дерева, из него, по-видимому, изготовляли вино, которое хвалил Плиний; с большим основанием можно предположить, что варили и пиво".

Вот, как говорится, "век живи - век учись": я сегодня впервые узнал про вино из крапивы. Однако, погуглив немного в интернете, нашёл даже рецепт приготовления домашнего травяного вина из крапивы, мяты и мелиссы. Надыть летом попробовать вино Чатал-Хююка...

Далее. "Самым значительным источником дохода обитателей Чатал Хююка была торговля. Обилие обсидиана на поселении и тот факт, что он расположен неподалёку от месторождения обсидиана — следствия вулканических извержений Кара Дага и Хасан Дага на восточной окраине долины,— позволяет считать, что Чатал Хююк обладал монополией на торговлю обсидианом с Западной Анатолией, Кипром и Левантом. Заготовки наконечников копий из обсидиана находят в мешочках под полами домов; число их достигает иногда 23: по-видимому, их хранили здесь как сокровище. В обмен на обсидиан из Сирии доставляли прекрасный слоистый кремень, из которого делали кинжалы и другие орудия. С побережья Средиземного моря в большом количестве привозили раковины, особенно dentalium, для бус, а  также камень различных пород — из него изготовляли великолепные сосуды, бусы и подвески, лощила, зернотёрки, куранты, ступки и песты, а также небольшие культовые статуэтки (для изготовления их использовали алебастр, мрамор, чёрный и коричневый известняк). На краю долины добывали диорит, из которого делали целиком шлифованные тёсла, топоры и украшения".

В общем, Чатал-Хююк был одной большой мастерской, коммуной или "городом мастеров", где неустанно, изо дня в день, стучали молотки и звучали точильные камни, производя на свет весь ассортимент неолитической домашней утвари.

"Охра и другие краски добывались из окружающих долину холмов, как и окаменелые раковины, лигнит, медная и железная руда, самородная медь, киноварь и свинец. Зеркала изготовляли из полированного обсидиана и аккуратно закрепляли в рукоятке при помощи известковой массы; бусы делали из синего или зелёного камня — апатита, отверстия в них тонки и для современных игл. Применялась инкрустация одного камня другим, уже в IX горизонте появляются медные и свинцовые бусы, подвески и другие украшения, часто изготовленные из рудного металла. Прекрасные ткани (возможно, шерстяные) были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача. Деревянная посуда, заменявшая вместе с плетёной керамику в нижних слоях поселения, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в неолитическое время на всём Ближнем Востоке. Не менее изумителен уровень технологии: наконечники копий и стрел из обсидиана и кремневые кинжалы с прекрасной отжимной ретушью оставили далеко позади все аналогичные изделия Ближнего Востока".

"Население Чатал Хююка хоронило покойников под платформами домов и святилищ только после удаления мягких тканей — возможно, из гигиенических соображений. Мягкие ткани склёвывали грифы или процесс первоначальной экскарнации проводили в лёгких сооружениях, построенных из тростниковых плетёнок и циновок, подобных изображённым на стене святилища. Затем очищенные кости собирали, заворачивали в одежды, шкуры или циновки и погребали в домах и святилищах перед их ежегодным ремонтом. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а область шеи и лоб окрашивали синей или зелёной краской".

Значит, все погребения совершались лишь раз в году, и, наверно, это был какой-то особый день календаря. Интересно также употребление синей (или зелёной) краски в заупокойном ритуале.

Также представляет особый интерес замечание Дж. Мелларта о том, что в Чатал-Хююке "большинство погребений принадлежит женщинам и детям". Спрашивается, а где погребения мужчин? Или женщин и детей хоронили под полами жилищ, а мужчин - за пределами поселения?

Tags: Чатал-Хююк
Subscribe

Posts from This Сommunity “Чатал-Хююк” Tag

  • "Очумелые ручки" Чатал-Хююка.

    Из статьи Линн Мескелл " Общество вещей: фигурки животных на весах материальной культуры Чатал-Гююка" ( A society of things: animal…

  • Дж. Мелларт о религии Чатал-Хююка.

    Дж. Мелларт пишет: " В рельефах [Чатал-Хююка] антропоморфный облик всегда придавался только богине, а мужское божество выступало в виде бычьей…

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Большой дом минангкабау.

    Интересно, как современное матриархальное общество минангкабау "тютелька в тютельку" воспроизводит древнейшие неолитические протогорода.…

  • О гендерном равенстве Чатал-Хююка.

    “Thanks to modern scientific techniques, we have seen that women and men were eating very similar foods, lived similar lives and worked in…

  • О "сотовой" застройке Чатал-Хююка.

    Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" говорит, что "... в храме слоя VI Чатал-Хююка найдена фреска,…

  • Homo Ludens Чатал-Хююка.

    Решил добавить в сообщество свою старую запись Больные не играют, естественно, с некоторыми дополнениями. Йохан Хёйзинга в своей знаменитой книге…

  • Почти Чатал-Хююк.

    Сар-Ага-Сейед - деревня в сельском округе Мианку-э-Могуйи, в центральном районе округа Кухранг, провинции Чахармахал и Бахтиари, Иран Источник…

  • О похолодании около 6200 г. до н. э.

    Прорыв приледникового озера Агассис в Атлантический океан около 6200 г. до н. э. привело к спуску в океан до 200 тысяч км 3 холодной пресной воды…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments