Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Дж. Мелларт о религии Чатал-Хююка.

Дж. Мелларт пишет:

"В рельефах [Чатал-Хююка] антропоморфный облик всегда придавался только богине, а мужское божество выступало в виде бычьей или бараньей головы".

Это напоминает древнегреческую вазопись с изображением Пасифайи и Минотавра.


Pasiphae_Minotauros

"Сексуальный символизм отсутствовал; внимание сосредоточено на передаче беременности или на сценах, в которых богиня даёт жизнь бычьей или бараньей голове".

То есть, насколько я понимаю, у крито-минойцев образ быка ассоциировался с человеком; недаром до нас дошло изображение Минотавра - наполовину быка, наполовину человека.

животное начало в человеке

Собственно, вопрос о человеке есть вопрос о рогах: доколе ты ходишь с рогами на голове, в тебе живо звериное начало. Может быть, миф об убийстве Минотавра в оригинальной, крито-минойской версии, был созвучен христианскому представлению об умерщвлении "ветхого Адама"?  "Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядёт на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними" (Кол. 3:5–7).

И тогда сразу по-иному представляется борьба Гильгамеша и Энкиду, как битва Человека со своим звериниым началом.


Гильгамеш и Энкиду

И тогда в новом свете видится убийство Митрой быка.

Митра, убивающий быка

"Крупная бычья голова часто даётся как возникающая из стены над окрашенной в красный цвет нишей, возможно символизирующей тот свет".

Вот здесь я не соглашусь с Меллартом. Красный цвет есть цвет смерти, ну и может быть ещё его следует понимать как цвет "перехода" на "тот свет" (поскольку "переход" неразрывно связан со смертью), но не сам "тот свет".

"Нет двух похожих святилищ, и их разнообразие поражает; живописные изображения сочетаются с рельефными, резными, окрашенными в красный или чёрный цвет вместе с рельефами и т. д. Вырезанные фигуры изображают быков и коров, леопардов, оленя и большую кабанью голову. В некоторых случаях богиня не изображалась и её место занимали два леопарда, стоящие мордами друг к другу, вылепленные из глины и богато раскрашенные".


mosika_901_00001
Раскрашенный рельеф, изображающий двух леопардов, из святилища в горизонте VI Чатал Хююка (около 6000 г. до н. э.)

Разнообразие свидетельствует лишь о том, что никакого жречества и никакой догматики в религии Чатал-Хююка не было, и каждый творил "по наитию". Вообще, это очень характерно для родо-племенных культов; там никто полностью не знает всего Мифа, во всех деталях, но каждый как бы "прорисовывает" отдельную деталь Мифа, ему хорошо знакомую. И, таким образом, Миф во всей своей полноте живёт в членах племени, которые являются, каждый по отдельности, как бы "буквами" единого священного писания.

"Охотничьи сцены с многочисленными человеческими фигурками и благородным оленем покрывают стены святилища III слоя, датируемого около 5800 г. до н. э. позднейшего из известных в Чатал Хююке. Упадок охоты и охотничьего инвентаря, а возможно, и полное одомашнивание крупного скота могли сделать ненужными охотничьи сцены, которые являлись частью охотничьего ритуала, поэтому они исчезают после III слоя. Эти изменения в хозяйстве могли повлиять и на положение мужского божества, существовавшего наряду с великой богиней. Его изображения не обнаружены среди девяти статуэток, найденных в святилище II слоя, и в позднем неолите Хаджилара также не найдено ни одной фигурки этого божества. В Чатал Хююке II известно изображение его рождения, а в Хаджиларе VI — изображение мужского божества в сочетании с богиней, но его роль резко упала, а престиж непоправимо пострадал".


Чатал-Хююк

По-моему, Дж. Мелларт смотрит на религию Чатал-Хююка через "призму" христианства. Если в Чатал-Хююке рождение на "тот свет" происходило через Богиню, а условием "второго рождения" было сбрасывание рогов с головы, своего рода принесение в жертву "ветхого Адама", то какой-то надобности в дополнительном "мужском" боге просто не было.

На мой взгляд, "мужской" бог Чатал-Хююка, скорее всего, ассоциировался с образом быка, претерпевающего "страсти"; проходя через адские "мытарства", он обретал сверхъестественные способности и возносился до небес. Я как-то уже говорил, что, возможно, укрощение "диковатого" возлюбленного Богини входило в "основной миф" матриархата и, возможно, крито-минойская таврокатапсия (и испанская коррида?) являлась ритуалом, вытекающим из этого Мифа.  Бывает такое, когда бык, претерпевающий "страсти", выглядит гораздо человечнее людей.


когда бык человечнее людей
Tags: Чатал-Хююк
Subscribe

Posts from This Сommunity “Чатал-Хююк” Tag

  • Грифы Чатал-Хююка.

    Источник картинки. Мало кому нравятся падальщики-грифы. Этих хищников издавна считают самыми отвратительными птицами на свете, поскольку их…

  • Самые древние зеркала.

    Самые древние зеркала на Ближнем Востоке происходят из Чатал-Хююка и датируются примерно 6 000 лет до нашей эры. Эти зеркала представляют собой…

  • О культе быка в Чатал-Хююке.

    Читая статью Е.Г. Вырщикова " Культ быка в ку л ьтуре Чатал-Хююк", я обратил внимание на нижеследующее изображение.…

  • О "женской" символике святилищ Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что "в…

  • Бестиарий Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что…

  • О "дворцах" минойского Крита.

    Ю. В. Андреев в своей монографии "От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тыс. до н.…

  • Молочное родство.

    "Кровное родство в знаменитом поселении Чатал-Хююк, существовавшем 8,5 тысяч лет назад, играло второстепенную роль, считает Мацей Чиленски,…

  • Сивиллы и пифии.

    В недавней записи " О Дельфийском пророчестве" я, вступив в полемику с loreley10, искал аргументы в пользу той точки зрения,…

  • Культурная преемственность от Чатал-Хююка до Дельф.

    Из книги Моники Сьё и Барбары Мор " Великая космическая мать. Новое открытие религии Земли". Чатал-Хююк процветал между 6500 и 5650 гг. до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments