Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Ещё один взгляд на Трипольскую культуру.

sevastian_mos в Европейцы до "европейцев" - неолитическая, чужая для нас Европа говорит, что "неолитчики были средиземноморского типа людьми".

atlantomediterranid

"Все они пришли из нынешней Турции, 8300 лет назад. С собой неолитчики вели коров, овец, коз и свиней."

Экспансия неолитических культур в Старую Европу

"Сначала неолитчики пришли в Грецию. Зелёные стрелки это Дунайские культуры. Синие - Средиземноморские, а Фиолетовые - малоизученные мигранты, эдакие искатели счастья вне общего потока".

Далее автор переходит к "топовой для археологов и историков" Трипольской культуре ( 5500/5400 – 2750/2650 до н. э ).

"Трипольцы продолжали свято чтить культ матери, богини плодородия, чётко прослеживаемый кстати ещё у Индской культуры, у шумеров, у мезолитчиков и палеолитчиков. Культ титястой праматери, он как бы повсеместный для Евразии. Это такие жопасто-грудастые фигурки женщин,  в том же Мехргархе ( Пакистан, Индская культура,  7000 — 2500 годы до нашей эры)

Мехрагская фигурка, возраст 5 000 лет, терратокотовая.  Тити явно преувеличенно прекрасны. А ещё причёска хороша, эдакие накрученные волосы в виде сложенных кос. Кстати, Мехргарх тоже получил земледелие от Ближнего Востока, так что корни очевидны.


Statuette Mehrgargh

Трипольская культура. Титьки не выделены, но жопа то будь здоров, но общий уровень исполнения примитивнее. Эдакий миграционный компромисс в мастерстве, когда больше на символизм напирали. Фигурка иссечена не забавы ради, все эти линии, они образуют в итоге ромбики, а ромбики это символ засеянного поля [1]. Есть предположение, что штырь вместо головы, это для насаживания головы, сделанной скорее всего из теста. Но учитывая мягко говоря сильное сходство с индской, возможно там не просто лепили кругляшок, а делали голову с косами или с другой причёской.

трипольская статуэтка

Что важно - именно в поздний период Трипольской культуры, между 3150—2650 гг. до н. э., стал зарождаться культ и мужской, когда активно мужиков привлекали к обрядам [2]. Это до странности совпадает с Индской культурой и Мехргархом в частности, где стали появляться мужские фигурки тоже с 2600 по 2000 годы до нашей эры.

Генетически трипольцы - это Ближний Восток и Анатолия, как основа. Есть примеси Кавказа, есть чуток местной, совсем древней женской крови, возрастом аж 30 000 лет, она досталась трипольцам от охотников-собирателей ещё уровня палеолита. По своему уровню развития и технологичности, трипольцы это как майя в Южной Америке или инки, то есть они совсем не первые, кто был земледельцем в Европе, но они как бы вершина, которую успели достигнуть те народы, которые пришли ранее и развивались тысячи лет. У них были телеги, колёса, умение планировать крупные сёла
.

трипольская культура

В общей своей внешности трипольцы были средиземноморского древнего типа. Лица узкие, вытянутые, кожа само собой смуглая, волосы чёрные, глаза карие.

Женщина трипольской культуры.

реконструкции

Что важно понимать - они прожили 2000 лет бок о бок с охотниками-собирателями того же периода и не угробили их. Это говорит о крайней мирности трипольцев, в сравнении даже с самым добрым индоевропейцем, у которого никакой понимаешь чукча больше 300 лет не проживёт отдельно от власти.

Начали трипольцы с жилищ полу-землянок и землянок. Кость, кремень, камень и чуток изделий из меди. Это было в самом начале. Пример раннего типа жилищ, так они жили 7000 лет назад. Это полу-землянка, и подобный тип строения видимо связан с тем, что срубить достаточно брёвен было мягко говоря сложно, а заселится нужно как можно скорее
.

Tripolye hut

Для распашки земли использовали волов, парами.

Наиболее почитаемым место в доме был алтарь, рядом с печью, алтарь прямоугольный или крестообразный.  Рядом ставились фигурки животных и сосуды для зерна, с орнаментом в виде спиралей - ужи, хранители дома и связанные с дождём. Религиозная составляющая верховодила в сознании трипольцев и именно культ земледелия и женщины был первым из всех. Общество трипольцев было матриархально ориентированным, верховным культом были именно богиня плодородия и аналог древнерусских Рожаниц, богинь плодородия для каждого дома-хозяйства.

Трипольцы строили аналоги языческих, поздних храмов. Такое святилище нашли в Сабатиновке, на Южном Буге.  Площадь 70 кв. м. Внутри большая печь, алтарь длиной 6 метров и в самом углу "рогатый трон". На алтаре 16 фигурок дородных женщин. Трон был с бычьими рогами, в святилище также стояли сосуд с изображением ужей на алтаре, видимо для воды. Сосуд с костями быка у печи и курильница. В центре святилища лежало пять жерновков зернотёрок и у каждого по фигурке дородной женщины.  Это святилище, где выпекали ритуальный хлеб.


святилище

А так, в плане жертв, трипольцы не замечены в кровожадности к людям. Только жертвы в виде домашнего скота и то не часто, потому что он дорог и ценен, а вот жертвы в виде собранных плодов, этого было в достатке. Хлеб, корнеплоды, зерно. Трипольцы не были боевитым народом первые две трети своего существования, а последнюю треть, когда пришлось-таки взяться за оружие, они всё равно не развили сами культ войны. Их обучили культам войны.

Трипольцы по сути окончательно разорвали связи с любыми ограничениями охотников. Если у охотников мезолита, да и палеолита тоже, роды лишнего ребёнка были опасны и пресекались на корню, то у трипольцев наоборот стало важным как можно больше рожать, чтобы было больше рабочих рук. Поселения трипольцев, оставаясь сельского типа, разрастались до 2 - 10 тысяч человек. На южном Буге ( река) посёлки достигали совсем гомерических размеров - 400 гектаров и населения до 20 000 человек.  Киев в Домонгольскую эпоху имел такое же население. Но отличия от города налицо. Город - это стратегический форпост, его не сжигают раз в 50 лет и не забрасывают. А тут просто большие поселения полукочевого типа. В отличие от охотников они конечно намного более стабильны, но по сравнению с будущими индоевропейцами, намного менее основательны
[3].

мегапоселение

В плане отношения между мужчинами и женщинами, общество было больше матримониальным, матрилокальным. Сам культ плодородия возвышал женщину, она была символом земли.  А так, в целом, судя по планировке сёл-деревень-городков трипольских, у них не было центральной власти в виде больших зданий. Не было роскошных храмов, которые строятся всегда ради понтов, чтобы показать власть над местностью  В центре селений явно была площадка, которую использовали для сельских сходов, решали религиозные вопросы, обсуждали, как будут делить землю вокруг села, как будут собирать урожай, ловить рыбу, охотится, делились новостями у колодцев. Потому что при таком плотном населении и при этом важности дополнительной еды, люди не могли не координировать такие вопросы. Это сегодня ловля рыбы и собирание ягод - баловство для городчан, а тогда важнейший источник витаминов на зиму и дополнительные калории.

Но такой подход по всей неолитической Европе, когда женщину не пинают, когда рабов можно сказать нет, и каждый сам на себя работает, гарантировал живую мысль как минимум в плане доставки грузов. Если у тебя некого избить кнутом и заставить носить 100 корзин с поля за километр и ссыпать в амбар, предварительно обработав зерно, ты начинаешь мыслить совсем не так, как шумеры. И вот уже активно распространяются колёса, волов запрягают в телеги и возят спокойно всё, от брёвен до земли.

Пример позднего по времени трипольского дома. Уже брёвна, уже никакой вечно сырой полу-землянки
.

реконструкция трипольского дома

Все главные для земледельцев обряды творили женщины. Мужчинам отводилась роль работников и терпеливо ждущих милости природы в виде дождя. Оцените эту фигурку. Изображён бородатый дядька, который ждёт с растопыренными глазами дождя.

Мыслитель

Для трипольцев не было ничего важнее урожая. А учитывая что раньше вполне считалось нормой, когда один килограмм даст взамен от силы 3, то понятно, что излишне стратегических запасов трипольцы не имели. Это послужило причиной того, что трипольская культура так и осталась культурой сёл. Они обходились без многих вещей, например без централизованной власти по типу княжеской, а значит профессиональных военных у них не было, их бы не на что было содержать.

Керамика для своего периода - одна из лучших в Европе
.

Амфора с изображением Великой Богини. Pomtia Theron. Молдавия. 5 тыс. до н. э.

А вот в поздний период видимо начались нападения кочевников, так сказать белых ковбоев. Ямники были совсем иного склада - патриархального. Они несли с собой не культ матери, но культ войны и злости, звериный стиль в украшениях и курганные захоронения знатных вождей, воинов, с оружием и украшениями. Ямники, шнуровая керамика, эти люди брали оружие, собирались в общий миграционный поход и пёрли выгрызать себе место для жизни. Они активно замещали мужские роды в любых неолитических культурах и по сути не давали мужчинам зачинать детей, либо убивая мужчин, либо ограничивая их в женщинах. В итоге трипольцы забросили стройку огромных поселений, стали селится небольшими деревнями, на естественных укреплениях - холмах, у обрывов. Исчезновение трипольцев произошло около 4650 лет назад.

После трипольцев почти не осталось могильников. Скорее всего умерших они скармливали диким птицам, это как бы гарантирует перерождение человека в новой жизни. Письменности не было, да и откуда ей взяться, если нет центральной власти и скапливания у неё ресурсов, на которые можно будет содержать будущих грамотеев?

Нет, конечно пасторальность таких культур налицо, многие восхитятся. Однако нападение любого врага - и вот, некому выходить против кочевников. Это как хорёк в курятнике - рай для любого самого слабого хищника.

Трипольцы повторили судьбу индейцев в Южной Америке. Относительно развитые для мезолитических охотников и бессильные против степных индоевропейцев
."
---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Существует иное толкование, согласно которому мы здесь видим тела, обёрнутые бинтами. См.: Кукутень-трипольские мумии? Также предполагают, что это может быть изображение татуировок.

[2] Напомню, что это происходило после второй волны арийской экспансии (ок. 3500 г. до н. э.), когда, очевидно, сильно возросла роль мужчин как защитников общества.

[3] Как раз регулярное ритуальное сжигание поселений и свидетельствует об отсутствии вождеств в Трипольской культуре. Царские хоромы не сжигают. Здесь можно провести параллель с потлачами у североамериканских индейцев, когда регулярно и намеренно уничтожались всевозможные богатства, смыслом и целью которых было недопущение появления знати.
Tags: Триполье
Subscribe

Posts from This Сommunity “Триполье” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment