Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Жизнь неолитических земледельцев на "фронтире" земледелия.

О двойственности мегалитических культур я уже говорил. Вот и про культуру воронковидных кубков (КВК) тоже говорится в Википедии: "В культовых сооружениях КВК (мегалиты, земляные валы) заметно влияние культур Центральной Европы, производных от культуры линейно-ленточной керамики (михельсбергская и т. п.). В то же время, в керамике и орудиях КВК прослеживается сходство с более поздней культурой шнуровой керамики".

Мария Гимбутас рассматривала эту культуру как староевропейскую, видимо, из-за сильного влияния с юга, со стороны культуры линейно-ленточной керамики (КЛЛК). Но, видимо, назвать её полностью староевропейской нельзя, так как слишком заметны в ней "арийские" компоненты - воинственность и иерархичность.

Как мы видим, КЛЛК на западном "фронтире" своего продвижения, на территории совр. Западной Германии и Швейцарии, сталкивается с нарастающим сопротивлением местных "индейцев", мезолитических охотников-собирателей, которые кое-где вырезают целые поселения неолитических земледельцев. Очевидно, убийства женщин и детей совершались в то время, когда мужчины отсутствовали в поселении.

Реконструкция убийства в Тальхейме.

Скорее всего, и на северной границе тоже случались конфликты. Во всяком случае, если ныне многие мужчины являются носителями расового сознания, то почему бы мужчинам КВК не быть такими же "расистами"? Даже ныне средиземноморский тип европеоида отличается от балтийского, а 6 тысяч лет назад различий было гораздо больше. К тому же, существовали и культурные различия между "северянами" и "южанами". К.Н. Бетчер пишет (Der Ursprung Europas, St. Ingbert. 1999, 28): «Уже, по крайней мере, с мезолита есть свидетельства разделения Европы на две культурные области, такого же разделения, как в большей или меньшей степени существует и в наши дни. Одна подраса была представлена более крепким и скорее лишённым пигментации человеческим типом, в то время как другая была более субтильной и скорее тёмной. Тем не менее обе относились к европеоидам. Территория распространения нордического типа не ограничивается северной или северо-западной Европой, а протягивается, учитывая все разновидности этого типа, от берегов Бретани до украинских рек» и далее (1991, 15): «Обе группы европеоидного населения разделились, по крайней мере, со времён мезолита, и их наглядно отличал друг от друга тип погребального обряда. На Севере мёртвых хоронили на спине, со взором, устремлённым в небеса. А на Юге в согнутом положении, в материнском чреве Земли».

"В Vl тыс. до н. э. с территории Балкан, древней родины культуры Винча, имевшей отдалённые ближневосточные корни, начали мигрировать на север небольшие группы земледельцев. Практикуя земледелие на очищенных от леса путём корчёвки территориях и быстро покидая истощённые земли, эти маленькие общины людей средиземноморской расы постепенно проникали в Центральную Европу, двигаясь по течению рек. Мирные и безоружные люди, они несли с собой обычай погребения в согнутом состоянии и систему верований, в которой материнское и коллективистское начало играло основную роль. Речь идёт о культуре ленточно-линейной керамики, или Дунайской культуре. Её распространение на север привело к соприкосновению с мезолитическим населением Центральной Европы на юге северной равнины. Эти контакты имели своим следствием взаимный культурный прогресс и формирование культур наподобие культуры Россен, в рамках которой традиции охотников и воинов сочетались с новыми, принесёнными южными колонизаторами, и в которой, в отличие от других подобных случаев, господствовал этнический нордический элемент.

Столкновение между двумя расширяющимися культурами, одной воинственной, Эртебёлле-Эллербек, и другой мирной, Дунайской, было столь же неизбежным, как и предсказуем был результат. Если сначала путешественники по рекам из Эртебёлле-Эллербек торговали, грабили и заставляли платить дань общины, принадлежавшие культуре ленточно-линейной керамики, то затем последовала длительная эпоха распространения и покорения in situ. Общество, которому уже была знакома прочная внутренняя иерархия, отыскало надёжный путь установления социального и политического господства над земледельческими общинами, которое мы вместе с К. Х. Бетчером могли бы назвать феодальным. И этот процесс привёл к формированию того, что Мария Гимбутас назвала «культурой воронковидных кубков». Эта культура появляется около 4300 г. до н.э., демонстрируя весьма гомогенные черты. Указанные даты показывают, что первыми её составили северные и восточные группы, но формирование остального пространства последовало незамедлительно и одновременно. В настоящее время между специалистами не существует разногласий касательно того, что именно под военным давлением северных групп произошло образование этой культуры (Беттчер 2000, 151-3) и что это единство, без сомнения, упрочилось при распространении тесно связанного между собой господствующего слоя, использовавшего речное судоходство как путь к завоеванию и налаживанию отношений.

Как пишет Беттчер, «Становится всё более очевидным, что эта культура носила смешанный характер и была составлена из различных компонентов. Так, не существует единого погребального обряда для всей ТВК. Погребальный обряд зависит от региона. Погребения в соответствии с обычаем охотников, на спине, перемежаются с теми, которые соответствуют обычаю земледельцев, то есть, в согнутом положении. Это указывает также, что население не было однородным». Наряду со всем этим, в культуре воронковидных кубков исчез всякий след матриархата, коллективизма и связанных с почитанием женщины представлений, присущих культуре ленточно-линейной керамики", - говорит Тереса Куэнса Кабаньяс.

Очевидно, с земледельческим неолитическим культурам Старой Европы с севера подбирался такой же "песец", как и с востока. И даже более того: хотя и запоздалая, но всё же экспансия носителей культуры колоколовидных кубков из Иберии в Центральную Европу говорит о том, что тот же "песец" неумолимо подбирался и с запада. Надо думать, что не случись арийская экспансия с востока, Старая Европа всё равно погибла бы от ударов с севера или запада. И как раз вот эта чрезвычайная лёгкость, с которой арии устанавливали своё господство в Старой Европе, лучше всего свидетельтвует о том, что никаких вождеств там не было. По всей видимости, их не было даже у носителей КВК. Вождества могли появиться у носителей предыдущей приморской культуры Этребёлле. Потому как мужики вместе на одном баркасе выходили в море.

Средний_каменный_век_Европы.svg

European_Late_Neolithic

А у земледельцев хозяйство - хуторское. Каждый сам за себя. Наверно, большие дома появились у носителей КЛЛК  неспроста: в большом доме, как в муравейнике, жить более безопасно, а хутор могут легко вырезать и никто не поможет.

Хозяйство носителей КВК в принципе ничем не отличалось от хозяйства носителей КЛЛК. "В хозяйстве пахотное земледелие сочеталось с придомным скотоводством. В пахоте применялось, вероятно, рало, влекомое быками (волами). Фигурное изображение такой парной упряжки представляет ручка глиняного кувшина, найденного в Польше возле посёлка Кренжница Яра. Впрочем, это может быть и упряжка для повозки. Из-за истощения почв поля приходилось часто сменять и переселяться, но на небольшие расстояния. Прямоугольные дома на одну семью, наполовину углубленные в землю, строились из плетня, обмазанного глиной. Люди выращивали пшеницу (несколько видов), ячмень, горох и лен, разводили овец, коз, но  главное — свиней и крупный рогатый скот,  лошадь также разводилась, но как тягловая сила не использовалась. Занимались также охотой и рыболовством" (Источник).

Типичная староевропейская пасторальная картинка. Очевидно, мужики попивали пенистые алкогольные напитки (пиво, медовуха) после работы, о чём свидетельствует богатое разнообразие форм керамики — следствие ведения неолитического хозяйства, в котором большую роль играли молоко, растительное масло и алкогольные напитки из злаков. Где-то я читал про такую версию, согласно которой охотники-собиратели нападали на земледельцев имеено из-за наличия пива у последних. Типа, таранка - есть, а пива к ней - нету. Ну, не знаю, может быть, в этом что-то есть...

Впрочем, как правило, охотники-собиратели жили мирно с земледельцами, устанавливая с ними взаимовыгодные отношения.

В общем, жизнь носителей КВК чем-то напоминает всем нам знакомую жизнь в СССР конца 80-х, начала 90-х годов XX века, когда мелкий бизнес ещё не облагался государственным налогом, но зато с торговцев собирали дань "крышевальщики". (Как раз об этом - культовый фильм "Воры в законе".) Где-то чем-то это похоже и на жизнь в США до гражданской войны 1861-1865 гг., где "южане" работали на хлопковых плантациях, а "северяне" с них дань собирали, да ещё притом с каждым годом увеличивали поборы.


Tags: КВК
Subscribe

Posts from This Сommunity “КВК” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment