Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О матрилокальных браках у индейцев пуэбло.

Перевод (с некоторыми сокращениями и комментариями) статьи Марины Влнар (Marina Vlnar) "Матрилинейное родство и матрилокальное проживание в каньоне Чако" (Matrilineal Descent and Matrilocal Residence in the Chaco Canyon Region, 2011).

Каньон Чако находится на стыке штатов Юта, Колорадо, Аризона и Нью-Мексико. Именно в этом сухом, глубоком каньоне, где дерево и вода в большом дефиците, весьма скудном на природные ресурсы, в условиях, скажем так, экстремальных для ведения сельского хозяйства, между 800 и 1200 годами н. э. возникла сложная региональная система небольших деревень с наличием разветвлённых церемониальных структур, ирригационных систем и сетью хороших дорог. Эту культуру создали предки народа пуэбло.


Pueblo_Indians_of_San_Ildefonso_making_pottery_without_pottery's_wheel

Первоначальные обитатели этого региона были охотниками и собирателями, но затем знания о сельском хозяйстве пришли из Мексики. Начатки земледелия появились в каньоне ок. 1500 г. до н. э., и к началу нашей эры пуэбло уже стали всецело полагаться на сельское хозяйство. Большинство археологов считают, что сельское хозяйство требует, чтобы люди устепенились, успокоились и сменили кочевой образ жизни на осёдлый, чтобы быть успешными в сельском хозяйстве, что объяснило бы переход от вигвамов к большим деревням пуэбло. Фермеры пуэбло были относительно успешны в каньоне Чако на протяжение более тысячи лет, но между 1300-1600 годами они покинули этот регион.

Род - это постоянная социальная общность, члены которой утверждают происхождение от одного предка. При этом есть два типа родства, патрилинейное и матрилинейное. При патрилинейном родстве люди автоматически имеют пожизненное членство в группе своего отца, но дети женщин данной группы исключены из общества. А при матрилинейном родстве, люди автоматически присоединяются к группе матери сразу после рождения и пребывают в ней на протяжении всей жизни, и этот тип родства включает в себя только детей женщин (Kluckhon и Leighton, 1962).

Соответственно родству, формируются два различных типа браков - патрилокальные и матрилокальные. Правила совместного проживания при патрилокальности требуют, чтобы пара молодожёнов переходила в общину мужа, чтобы их дети выросли в деревне своего отца и были связаны с патрилинейными родственниками. Правила проживания при матрилокальности предусматривают, чтобы женатые пары проживали в общине жены, чтобы их дети росли в деревне своей матери и были связаны с матрилинейным родством.

И далее Марина Влнар задаётся вопросами:

Пуэбло пришли на американский юго-запад вместе со своим матрилинейным родством и обычаем матрилокальных браков или они развивали их после того, как они прибыли? Объясняют ли природные и экономические факторы проживания в каньоне Чако, что в этом районе и сегодня большинство коренных американских племён практикуют матрилинейное наследование и матрилокальные браки? Я предполагаю, - говорит она, - что такое социальное устройство напрямую связано с окружающей средой и экономическими факторами в регионе, и что важность сельского хозяйства и той роли, которую женщины играют в добыче и обработке пищи, а также склонность к войне, имеют наибольшее значение для определения того, почему эти паттерны поведения существуют и сегодня.

Достоверно определить, какое социальное устройство было у предков пуэбло, когда они пришли в район каньона Чако более 3500 лет назад, вряд ли возможно. Но, поскольку матрилинейное наследование в сочетании с патрилокальным проживанием супругов возникает примерно в десяти процентах всех известных обществ, этот странный матриархальный кластер групп в регионе Чако привлекает много внимания (Перегрин, 2001).

После этого автор пускается в весьма рискованные экскурсы в лингвистическое прошлое таких индейских племён как юта и хопи, апачи и навахо. Связи с языками ацтеков едва ли прослеживаются, зато есть связи с языковой группой атабасков, которые, как считается, прибыли с северных субарктических территорий Канады. Отчасти из-за их поздней миграции, это одна из наиболее широко распространённых языковых семей в аборигенной Северной Америке (Перри, 1989). Хотя большинство атабаско-говорящих племён являются обществами охотников и собирателей, матрилинейное наследование и матрилокальное проживание характеризуют их социальную организацию.

Мы не можем окончательно ответить, - пишет Марина Влнар, - приехали ли группы, проживающие в настоящее время в регионе Chaco Canyon, с их существующими моделями социальной организации или приняли их после прибытия, поскольку у учёных есть доказательства для обеих теорий. Поскольку этот тип социальной организации очень редок [1], его существование должно служить какой-то цели в группах, которые это практикуют. Зуни, будучи в этом регионе самым древним племенем, предоставляют один из самых приемлемых примеров того, почему эта модель социальной организации существует сегодня. Как их стратегии выживания, так и их месторасположение предполагают, что сельское хозяйство и война являлись определяющими факторами для их социальной структуры (Farb, 1968). Роли, которые женщины играют в производстве продуктов питания, и наличие у мужчин воинских культов приводятся в качестве подтверждающих доказательств [2]. Когда мужчины уходят на охоту или на войну, женщины должны устанавливать крепкие связи с другими женщинами вокруг них, чтобы обеспечить защиту и кооперироваться в труде, а мужчины устанавливают связи за пределами своих домашних территорий, чтобы укрепить свои родственные кланы и защищать более широкие территории (Леви, Хендерсон и Эндрюс, 1989). Паттерны матрилинейного происхождения и матрилокального проживания обеспечивают столь необходимую систему поддержки. Это также верно для хопи, которые окружены племенем навахо, и, как полагают, изолированы в регионе из-за войны с соседними племенами (Kamp, 1998).

По-моему, то, что здесь излагает автор, по сути очень близко к образу жизни степняков во времена Чингисхана. Да, по описаниям Плано Карпини, у монголов женщины иногда занимали очень высокое положение, что вполне понятно: мужья всё время в отлучке, в военных походах, и женщины поневоле говорят о себе: я - и лошадь, я - и бык, я - и баба, и мужик. Но вот из такого искусственного положения никак не вытекает ни матрилинейное наследование, ни матрилокальные браки. Вернулся с войны домой муж, - и всё, "матриархат" кончился. Так что это объяснение Марины Влнар меня нисколько не устраивает.

Больше смысла в том, что Марина Влнар пишет дальше.

Для племён, которые имеют матрилинейное наследование и матрилокальные браки, такие паттерны поведения могут появиться в результате адаптивной реакции на особые экологические проблемы региона. Определяющими характеристиками большинства обществ с этим типом структуры социальной организации, в том числе и в рамках региона Chaco Canyon, как правило, являются:

(1) они преимущественно сельскохозяйственные,
(2) они имеют достаточно успешное производство урожая, которое обеспечивает осёдлый образ жизни,
(3) они имеют разделение труда, в котором женщины исполняют большую часть сельскохозяйственных работ, и
(4) они имеют склонность к войне.

Хотя нет особой причины предполагать, что матрилинейное наследование  и матрилокальные браки связаны с каким-то одним причинным фактором в каждом случае, но, во всяком случае, можно сделать вывод, что "экстремальная" окружающая среда и ненадёжность экономических ресурсов в регионе каньона Чако являются очевидными обшими причинами, которые благоприятствуют для этого типа социальной организации.


Каньон Чако, Нью-Мексико 1

Каньон Чако, Нью-Мексико 2

Каньон Чако, Нью-Мексико 3

Каньон Чако, Нью-Мексико 4
Ну, в принципе, я о том же писал в цикле записей "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат" и При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2) и При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (3).

Когда для выживания необходим трезвый образ жизни, когда дуркование смертельно опасно, мужчины отдают бразды правления в женские руки. Когда же, руками женщин "муравейник" построен, жизнь бурлит, работа кипит и всё "на мази", всё крутится-вертится, никакой опасности не предвидится, тогда можно и подурковать. Когда много "муравейников" понастроено, некоторые из них можно разграбить, развалить, и тогда появляются "иваны грозные" и "петры великие", "всешутейшие и всепьянейшие соборы"...


-----------------------------------------------------------------------------------
[1] С этим можно поспорить. В ходе исследования индейцев, Морган установил, что более чем у сорока племён до сих пор существует обычай наследования по матери.
[2] По-моему, это никакие не доказательства матрилинейности и матрилокальности, потому что у самых кондово-патриархальных обществ практикуется всё то же самое.

Tags: индейцы, матрилинейность, матрилокальность, экономика
Subscribe

Posts from This Сommunity “индейцы” Tag

  • Взлёт и падение Анасази.

    Про древних обитателей каньона Чако говорилось в О матрилокальных браках у индейцев пуэбло. Сейчас там находится национальный парк Меса Верде…

  • Про “Этнографический атлас” Мёрдока.

    Светлана Александровна Боринская и Андрей Витальевич Коротаев сообщают в статье " Алгебра и гармония социальных структур": "Дж.…

  • Последняя шаманка.

    Лола Киепья (род.? - ум. 1966, Огненная Земля). На фотографии одна из последних женщин-шаманок с Огненной земли, носитель культуры…

  • Роль женщин в мире древних майя.

    Первоначально в Мезоамерике возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов,…

  • Священная пума.

    У индейцев пума была священным животным. "По данным археологических исследований, бобы Анаденантера использовались в качестве…

  • Линии наска, или Близкие контакты третьей степени.

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" высказывает предположение, согласно которому знаменитые " линии…

  • Трансовые видения и культура.

    Как утверждал Хизер, табак, который курили индейцы Нового Света, был весьма далёк от мягких сортов табака, используемых в настоящее время при…

  • На краю света.

    Приведу два абзаца из статьи А. В. Зорина "Между двух огней: индейцы денайна и русские мехопромышленники в конце XVlll века". Речь идёт об…

  • К истокам близнечной мифологии.

    Культ леопарда в неолитической Анатолии позволяет провести независимую параллель с мифологией мезоамериканских ольмеков, где реконструируется культ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments