Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Воскресение жизни.

Как сказано у Гомера в Илиаде, "Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков..."

листья

А ещё они подобны траве, которую Смерть срезает своей косой.

М. Л. Серяков приводит примеры этой ассоциации из древнерусской литературы. Например, повествуя о нашестви татар в 1238 г., Новгородская летопись так описывает их зверства: «Тогда же гнашася оканьнии безбожницы... а все люди съкуще акы траву, за 100 верстъ до Новагорода» [1]. Рассказывая об очередном вторжении татар, теперь уже в 1408 г., та же летопись вновь подчёркивает, что на своём пути варвары «все крестианъ съкуще, аки траву» [2].

Смерть с косой

С другой стороны, «в Болгарии известно поверье, что появляющиеся с «того света» души умерших в период с Великого четверга до Духова дня пребывают на травах, цветах, ветках деревьев... По некоторым восточнославянским свидетельствам, души умерших вселяются в троицкую зелень...» [3].

Я очень хорошо помню, как моя бабуся на Троицу устилала все полы в доме травой. Значит, вместе с травой она приносила в дом души умерших предков... А в тырнете пишут всякую хрень про то, что "если на полу в праздник Троицы разложить это растение [аир], то в дом потечёт тёплая энергия, а тёмной не найдётся там места".


Pirogovo_008
Источник картинки.

Также очень интересны пример из похоронных белорусских причитаний: «где ты будешь зацветать — в садочке или в лесочке?» [4]. Ещё более архаичным, поскольку здесь вообще не упоминаются культурные растения, является аналогичный вопрос к умершему в русских похоронных причитаниях: «На травах ли ты вырастешь, на цветах ли то выцветешь?» [5].

В этом смысле любопытно происхождение названия цветка иван-да-марья [6]. Это предание о любви брата и сестры, обычно именуемых в фольклоре Иваном и Марьей. Так, в одной купальской песне рассказывается, что чумак, проездом остановившись в одной корчме, женился на наймичке-шинкарке. Когда в понедельник после свадьбы они пошли спать, —

Стала дiвка постiль слать,
Постiль стеле, хлыстае,
А вiн ei пытае:
«А звiткi мiщанка?»
«По имени Карпянка».
«А звiткi мiщанин?»
«По имени Карпов сын».
«Бодай, попы пропали:
Сестру з братом звiнчали!
Ходим, сестра в монастырь,
Нехай нам Бог простит!»
«Монастырь каже: не прiйму,
А Бог каже: не прощу!»

«Ходим, сестра в темный лiс —
Нехай же нас звiрь поiст»...
«А лiс каже: не прiйму!
А звiрь каже, выжену!»
«Ходим, сестра в море,
Потопимся обое!»
«А море каже: не прiйму!
А рыба каже: выкину!»
«Ходим, сестра, горою
Разсiемсь по полю.
Paзcieмocь по полю
Шелковою травою.
Будут люди зiлье рвати
Сестру з братом споминати.
Я зацвiту жовтый цвiт,
Ты зацвiтешь синiй цвiт.
Буде слава на весь свiт».


Согласно легенде «Откуда гречиха», одну русскую девушку захватчики увели в полон, и, хоть её силой взял в жёны татарин, она, сохранив и в неволе верность православию, продолжала молиться и раздавать милостыню нищим. «Умерла та девка, и похоронили её не по нашему обряду христианскому, а по ихнему обычаю поганому, татарскому. Только силен Бог. Схоронили девушку, на полянку насыпали землицы, а на той землице и выросла та девушка праведная. [...] Не сама собой выросла-то праведная, а выросла только душа её: пошла по её могилочке гречка, а гречка-то и была душа самой той праведницы. Проходит там сколько время, пришла опять нищая братия к тому дому, где жила полонённая девица... Спросили, где могилка, пошли на могилку, да как глянули: ажно та душа на могилке гречишкой выросла! А гречишки до той поры и на свете не было. [...] Смотрят: цвет от гречишки чистый да белый: ровно как душа её была перед Богом чистая да белая! Взяла нищая братия ту гречишку и понесла на свою на Россеюшку. Оттого и пошла по земле гречишка у нас» [7].

"Об общеславянских истоках данного мифа свидетельствуют как болгарская песня «Лоза и плющ», где девушка и юноша, зарытые в землю за свою любовь собственными родителями, превращаются соответственно в лозу и плющ, соединившиеся и после смерти, так и аналогичная песня боснийских славян-мусульман «Омер и Мейрима», где юноша после смерти превращается в дуб, а девушка — в сосну", - пишет М. Л. Серяков.


любовь

После этого особый смысл приобретает рубаи Омара Хайяма в переводе И. Евса:

"Мы пили вино, наслаждались, любили.
Нас вёсны ласкали, а зимы губили.
Ступай осторожно меж нежных соцветий
Зрачками красавиц вчера они были".


----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] ПСРЛ. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000. С. 76.
[2] Там же. С. 400-401.
[3] Виноградова Л.Н., Усачёва В.В. Зелень // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 311.
[4] Толстая С.М. Душа // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 166.
[5] Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор. М., 1986. С. 127.
[6] Балов А.В. О характере и значении древних купальских обрядов и игрищ // Русский архив, 1911. Кн. 3. С. 24— 25.
[7]
Библиотека русского фольклора. Народная проза. М., 1992. С. 57.

Tags: бессмертие, инцест, реинкарнация, смерть
Subscribe

Posts from This Сommunity “бессмертие” Tag

  • Основная мифологема Старой Европы.

    "Драматическая трансформация «безобразной гусеницы» (по М. Гимбутас) в летающую лёгкую бабочку должна была быть отмечена нашими…

  • Женщина-"сосуд".

    Прежде всего, женщина способна давать новую жизнь, и с этим связана семантика женского тела как сосуда, непосредственно за которым стоит образ дающей…

  • Парадоксальная любовь богини Иштар.

    Гильгамеш, насколько нам известно, — историческая фигура, царь города Урука (библейское «Эрех»), правивший ок. 2600 г. до н. э.…

  • Бессмертие жизни.

    в Nature Communications была опубликована статья, в которой говорится, что были проанализированы донные осадки морского дна возрастом от 13 до почти…

  • О доктрине Вечного Возвращения.

    В недавней записи Признаки матриархального общества говорилось о том, что одним из культурных признаков матриархата является вера в перерождение…

  • Хитрый Мауи.

    "В полинезийской мифологии Мауи пытается добыть для человечества бессмертие, проникнув в вагину Хине, богини смерти и подземного мира, пройдя…

  • Элевсинские тайны.

    Ольга Шульчева-Джарман сообщает в своей статье " Сильная родила Сильного": " В святилище Элевсина, в ночь великого таинства,…

  • Венок как символ вечной жизни.

    Всем известна картина девушек, плетущих венки и пускающих их по течению реки в ночь накануне Ивана Купалы. В этих венках из цветов, трав,…

  • Грёбаный артикль!

    Вода - бессмертна, а человек - смертен. Это потому, что вода - без артикля (water), а человек - с артиклем (a person).

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment