Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Панки.

Как говорит доктор филологических наук Н. А. Криничная [1] "в красном углу, в божнице, за иконами, согласно севернорусской традиции, хранились антропоморфные деревянные скульптуры - "панки", почитаемые в качестве изображений предков и устанавливаемые в определённые праздники на столе для участия в общей семейной трапезе (Бабаянц 1977: 113). Это могло быть, например, в поминальные дни накануне Масленицы (родительская суббота мясопустная), на Пасху, во вторник после пасхальной Фоминой недели (Радоница, Радуница), в семик, в Троицкую субботу, в Дмитриевскую родительскую субботу и в другие дни. Подобные антропоморфные фигурки напоминают всё тех же идолов, нередко встречаемых археологами в древних горизонтах культурного слоя русских городов, в частности Великого Новгорода, и обычно называемых ими "домовыми" (Колчин, Хорошев 1978: 171)".

Панка 3

Панка 5

Панка 6

"Языческую символику продолжают сохранять и орнаментированные полотенца, отражающие дохристианские представления, но используемые для украшения икон. Как справедливо пишет А.Н. Афанасьев, "нельзя сомневаться, что в более древнее время место их (икон. - Н.К.) заступали священные изображения пенатов" (Афанасьев 1994: 118). С учётом накопленных в последнее время материалов эту мысль подтвердил и развил акад. Б.А. Рыбаков: «... расположенная в красном углу христианская божница XIX - начала XX в. с её набором икон оказалась примером двоеверия, сосуществования церковных изображений, заимствованных тысячу лет тому назад, с древними символами, идущими из значительно более глубоких пластов времени. Если бы мы убрали из такого киота диссонирующие с ним иконы, то оставшаяся символическая орнаментика, вышитые набожники с языческими богинями были бы вполне пригодны для размещения в божнице древнего "кутного бога", "беса хороможителя" - домового» (Рыбаков 1987: 498)".

Вышивака 3

Вышивка 4

Ну да, есть такие поверья, будто домовой дух живёт в красном углу. А так - пишут - про разные места обитания домового — дом, двор, хлев, особенно его северная сторона, ясли, конюшня, сенной сарай, место, где высыпают мусор, баня. Домовой обитает в местах, связанных с пребыванием душ умерших: в красном углу (рус.), на печи, за трубой, в запечье и подпечье, у порога входной двери, на голбце (ярослав.), на чердаке (рус., в.укр.), в углу клети (рус., бел.), в подполе (рус., бел.).

Одно из самых частых прозвищ домового - голбешник (голбец — перегородка за печью), запечник, подпечник - говорит вполне ясно, где локализовано его "место жительства" в традиционной крестьянской избе. «Голбешник живёт в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья» (Даль). Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь — для домового.

Если брать совсем уж архаические времена, когда в человеческом жилье и печей-то не было, домовой дух, скорее всего, обитал в очаге и был связан с огненной стихией. И, как известно, палеолитических "венер" находят как раз возле древних очагов. Между прочим, домовой дух имеет свою женскую "ипостась" - кикимору.

----------------------------------------------------------------------------------------
[1] "КРАСНЫЙ УГОЛ: ОБ ИСТОКАХ И СЕМАНТИКЕ САКРАЛЬНОГО ЛОКУСА (по севернорусским материалам)". ЭО, 2009 г., № 2
Tags: венеры, домовые духи
Subscribe

Posts from This Сommunity “домовые духи” Tag

  • Женская половина дома (2).

    "Голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати, а также спуска в подклет. Может быть оформлен в…

  • Голос подсознания.

    В ряде сибирских районов бытует представление о том, что ночью к девушкам приходит домовой в облике медведя и душит, предвещая таким образом скорое…

  • Женщины и домовые духи.

    Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что "вообще у…

  • Отношения греков и змей.

    А. Эванс считал, что змеи почитались на Крите как хранители дома, а изображение их на сосудах ползущими к венчику, к краю, туда, где должна…

  • Домашние змеи литовцев.

    Удивительно, насколько сильно отличается наша современная жизнь от жизни наших предков, живших 500 лет назад. "Путешественники, посещавшие…

  • Гений и гениальность.

    "Гений - это дух-репеллент, обладающий прямым видением истины. Он живёт по ту сторону священной завесы, и продукты его метаболизма опосредованно…

  • "Венеры", алэлы и терафимы.

    "Алэл представляет собой антропоморфную деревянную фигурку, обычно высотой 15-30 см, и представляет собой атрибут культа семейных домашних…

  • Заметка о змеевиках.

    Римские лары, фреска из Помпей, I в. н. э. // Мифы народов мира, т. 2. М., 1992. Древние римляне изображали домовых духов - ларов - в виде змей.…

  • Терафимы - древнееврейские домовые духи.

    aquilaaquilonis в своей заметке Терафимы сообщает следующее: " Слово tərap̄im, встречающееся в Еврейской Библии 15 раз, имеет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments