Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О древнегреческом полисе.

Аристотель "выводит" древнегреческий полис из семьи.

«Сложившееся по природе ради повседневных нужд сообщество — семья (oikos)... Сложившееся же из множества семей вначале не ради только повседневных нужд сообщество — село (kômë). Более всего, кажется, по своей природе село является выселком рода (hë-kômë apoikia oikias einai), состоящего из тех, кого называют сородичами (hom ogalaktas), детьми и внуками... В древности жили по отдельным селениям... Сообщество же, сложившееся из большого числа сёл,— законченное и вполне автаркичное образование, полис» (Pol. I, 1, 6—8).

По мнению Фукидида (II, 15, 1), «при Кекропе и первых царях до Тезея Аттика была заселена по городам (poleis), каждый из которых имел свой пританей и правителей, и когда не было какой-либо угрозы, их население не сходилось для совета к царю, но каждый город сам по себе управлялся и обсуждал свои дела».

Существовавший в раннем Колофоне социально-политический строй — городом правила тысяча состоятельных людей, составлявших большинство его населения (Arist. Pol. IV, 3, 8; Xenoph. fr. 3 Diehl),— видимо, имел место и в Смирне, которой могли править несколько сот зажиточных горожан, составлявших большинство населения.

У Гесиода в материальном смысле полис включает жилища, оборонительную стену, агору, гавань. В социально-политическом плане полис является центром для жителей окрестных деревень и средоточием общественной жизни; здесь же происходит разбор судебных дел. Население полиса — laoi, endëmoi — «местные жители» или же dëmos. Проживают в нём и ксены — чужеземцы. Есть в полисе своя знать — esthloi, но это не только родовая аристократия, а и «славные» люди полиса в целом. Управляют полисом басилеи, чинящие также суд; они, так же как и знать вообще, подразумеваются под andres dorophagoi.

У Гесиода имеется представление как о хорошо, так и о дурно устроенном полисе. Гесиод ставит чёткие условия здорового функционирования полиса: прежде всего во взаимоотношениях между его жителями должна господствовать Dike — Справедливость, дочь самого Зевса; во-вторых, каждый член полиса обязан трудиться. Отсутствие этих условий означает плохое устройство полиса — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Население полиса у Гесиода — прежде всего земледельческое (580—581: забрезжившая заря выводит множество людей на дорогу и на многих волов налагает ярмо). Основное условие существования земледельца— труд. Гесиод не воспевает физический труд как таковой, он — наказание для людей, ниспосланное им за Прометеев обман, но также и наилучшее средство к обретению богатства и положения в обществе. Труд — источник годового пропитания человека, основа достатка; благодаря систематическому труду люди становятся зажиточными, богатыми мелким рогатым скотом, а с богатством приходят и почёт и добрая слава. Трудящиеся люди угодны богам, на бездельников боги негодуют. С бездельем приходят голод, бедность и спутник её — позор; удел бездельника— нечестивые помыслы о чужом имуществе. Напротив, достигнутое человеком благодаря труду богатство — пример, поучительный для бездеятельного: он торопится землю вспахать или сад насадить, отлично поставить хозяйство. Если человек работает, очень скоро ему, разбогатевшему, позавидует бездельник.

Гесиод различает два вида бедности — данную от богов и происшедшую от нежелания трудиться. Первая — священного происхождения, согласно народной морали она — вне людского осуждения; вторая как следствие безделья достойна поношения: недобрая хула сопутствует бедному ленивцу. Бедность бездельника толкает его к богопротивным поступкам (часто он, уже ни на что не надеясь, но нуждаясь в пропитании, замышляет в душе дурные дела — 498—499), например к присвоению чужого добра путём насилия или сутяжничества. Но достигнутое таким путём богатство непрочно — его легко разрушают боги.

Трудовой процесс предполагает личное участие в нём владельца средств производства и включает пахоту, жатву, ремесленную деятельность, работу по дому. Крестьянин не только производитель, но и организатор работ в своём хозяйстве, поскольку в поле наряду с ним заняты различные категории зависимых от владельца лиц. Организаторские функции хозяина проявляются в том, что он определяет трудовые задания, даёт указание начать в подходящее время соответствующие, главным образом полевые работы, печётся об инвентаре, транспортировке урожая и о многом другом. Наиболее показательна в этом отношении пахота: в основном её осуществляет работник, но с наступлением установленного для пахоты времени крестьянин начинает её лично. Свободный крестьянин — двигатель не только сельскохозяйственного производства, но и межполисной торговли: успешно завершив полевые работы, он загружает судно продуктами своего труда и отправляется торговать.

(Из монографии В. П. Яйленко "Архаическая Греция и Ближний Восток". — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 3 - 42)

В общем, описанное Гесиодом древнегреческое общественное устройство - это тот идеал, к которому стремился Пётр Аркадьевич Столыпин, и которому всячески противодействовал Ленин.


Лукич

Источник цитаты Ленина. И хороший комментарий к этой цитате.

Tags: Греция, полис
Subscribe

Posts from This Сommunity “полис” Tag

  • О взаимосвязи рода и матриархата.

    Доктор культурологии А. В. Шипилов в статье " Оппозиция “мужское — женское” в античности" пишет: " Женщина не имела…

  • Государство и семья.

    Основой патриархальной теории является мысль, что государство возникает непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха над подданными…

  • Безгосударственные политии и мегаобщины.

    Коллектив авторов - А. В. Коротаев, Д. М. Бондаренко, Л. Е. Гринин - написали прелюбопытнейшую статью: " Социальная эволюция: альтернативы и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments