Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Про “Этнографический атлас” Мёрдока.

Светлана Александровна Боринская и Андрей Витальевич Коротаев сообщают в статье "Алгебра и гармония социальных структур":

"Дж. П. Мёрдок в начале 30-х гг. XX века опубликовал статью “Наука о культуре”, в которой привлекал внимание читателей к тому, что социокультурная антропология накопила огромное количество этнографических фактов. Мёрдок поставил целью  классифицировать эту информацию по репрезентативной выборке народов всего мира и представить её в легко доступной для статистической проверки форме. Его работа привела к созданию баз данных, содержащих этнографические описания народов мира, в том числе и известного всем антропологам “Этнографического атласа” Мёрдока. В “Атласе” Мёрдока матрилинейные общества встречаются вообще достаточно редко (менее 20% случаев), при этом их более высокий процент наблюдается в обществах не с наименьшим, а со средним уровнем культурной сложности – среди ранних (мотыжных, бесплужных) земледельцев, хотя и здесь они отнюдь не преобладают. Среди 224 обществ охотников-собирателей матрилинейный род имеют лишь 17 (8%), патрилинейный род – 30 (13%), а большинство (170 обществ) вообще не имеют родовой организации (см. рис. 1). Среди 423 обществ мотыжных земледельцев явно больше обществ с матрилинейным родом (17%). В обществах с плужным земледелием число матрилинейных групп уменьшается. Аналогична ситуация и с матрилокальностью поселений".

роды
Рис. 1. Типы родовой организации у охотников-собирателей и мотыжных земледельцев. По данным Этнографического атласа Дж. П. Мёрдока для 224 обществ охотников-собирателей и 423 обществ мотыжных земледельцев. Источник картинки.

А насколько мы можем верить этой картинке? Лично я усомнился, что подавляющее большинство обществ охотников-собирателей всегда были безродовыми обществами. Знаете ли, буквы, которыми я сейчас пишу это предложения, тоже выглядят вполне "самостоятельными", но, тем не менее, буквы подчиняются невидимым правилам грамматики. Не верю я в существование букв без грамматики, и не верю в продолжительное существование безродовых обществ [1].

Мои сомнения подтверждает Юлия Павловна Аверкиева в статье "Индейское кочевое общество XVIII-XIX вв.". Цитирую:

"Если в отношении двух групп земледельцев-коневодов верховий и низовий Миссури на восточной степной окраине исследователи единодушно признают бытование в прошлом родовой системы, у одних — патриархально-родовой, у других — материнско-родовой, то такие типично степные племена, как дакота, черноногие и особенно команчи, обычно изображаются исконно безродовыми. билатерально организованными племенами. Эта точка зрения, в частности, нашла свое развитие и в обобщающем труде Дж. Мордока «Социальная структура».

Однако так называемая билатеральность этих племён была лишь одним из ярких проявлений становления отношений частной собственности и связанного с ними становления патриархальных норм. Именно у этих племён она проявлялась наиболее ярко в связи с более быстрой ломкой всего их жизненного уклада, вызванной переходом к кочевому коневодству и верховой охоте. Однако становлению норм патриархата мешала живучесть тысячелетней давности принципов коллективизма материнско-родового общества. Внешне она проявлялась прежде всего в стойкости матрилинейности и матрилокальности, которая и была причиной «билатеральности», когда в жизнь входила патрилинейность, но сохраняла своё значение ещё и матрилинейность; патрилокальность браков в различных формах сосуществовала с матрилокальностью
".

И ещё: "Дж. Мордок и А. Лезер исключают допущение родовой организации у тетон-дакотов, считая, что билатеральность счёта происхождения, устанавливаемая у них, говорит об их дородовой стадии. <...> Исследования за последние десятилетия социальных институтов тетонов значительно уточнили их историю. Это нашло своё отражение в обобщающей работе Оливера, где опредёленно говорится, что тетон-дакоты некогда имели родовую организацию, но оставили её в процессе приспособления к жизни в степях".

Так что атлас Мёрдока никуда не годится. Он брал сведения XlX века, когда родо-племенная жизнь индейцев и других традиционных обществ "трещала по швам" под напором европейской цивилизации, и эти распадающиеся общества причислил к "безродовым обществам". На самом деле, "безродовые общества" не всегда были таковыми. И многие из них раньше имели матрилинейные родословия.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Современное общество, де-юре, безродовое, но, де-факто, "правила грамматики" диктуются "буквам" из Думы, которая подчиняется Президенту-"родоначальнику". Современные люди даже и помыслить не могут общество без государства.

Tags: индейцы, матрилинейность, род
Subscribe

Posts from This Сommunity “индейцы” Tag

  • Взлёт и падение Анасази.

    Про древних обитателей каньона Чако говорилось в О матрилокальных браках у индейцев пуэбло. Сейчас там находится национальный парк Меса Верде…

  • О матрилокальных браках у индейцев пуэбло.

    Перевод (с некоторыми сокращениями и комментариями) статьи Марины Влнар (Marina Vlnar) "Матрилинейное родство и матрилокальное проживание в…

  • Последняя шаманка.

    Лола Киепья (род.? - ум. 1966, Огненная Земля). На фотографии одна из последних женщин-шаманок с Огненной земли, носитель культуры…

  • Роль женщин в мире древних майя.

    Первоначально в Мезоамерике возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов,…

  • Священная пума.

    У индейцев пума была священным животным. "По данным археологических исследований, бобы Анаденантера использовались в качестве…

  • Линии наска, или Близкие контакты третьей степени.

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" высказывает предположение, согласно которому знаменитые " линии…

  • Трансовые видения и культура.

    Как утверждал Хизер, табак, который курили индейцы Нового Света, был весьма далёк от мягких сортов табака, используемых в настоящее время при…

  • На краю света.

    Приведу два абзаца из статьи А. В. Зорина "Между двух огней: индейцы денайна и русские мехопромышленники в конце XVlll века". Речь идёт об…

  • К истокам близнечной мифологии.

    Культ леопарда в неолитической Анатолии позволяет провести независимую параллель с мифологией мезоамериканских ольмеков, где реконструируется культ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments