Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Безликие "коры" и палеолитические "венеры".

Интересная статья на платформе Яндекс.Дзен, объясняющая почему у большинства этрусских статуй миндалевидные глаза.

mosika_901_00001
Этрусский саркофаг супругов, некрополь Черветери.

Автор говорит, что ранняя этрусская скульптура практически неотличима от крито-микенской. А в архаической Греции, как мы знаем, в качестве надгробных памятников, изготавливались куросы и коры, сначала из дерева, а затем из камня и мрамора. И вот эти куросы и коры изображались с миндалевидными глазами.


кора
«Хиосская кора», скульптор Архермос, ок. 520—510 до н. э., Новый музей Акрополя.

У историков искусства есть специальный термин «архаическая улыбка» для обозначения именно такого, выглядящего не слишком натуральным, выражения лица античных статуй VI века до н.э.

mosika_901_00001
Голова Афины. Фронтон греческого храма на острове Эгине, VI в. до н.э.

Для сравнения - этрусская скульптура Дианы, богини охоты. V в. до н.э.

mosika_901_00001

На примере изображения Афины мы хорошо можем видеть, что куросы и коры не отражали никакие индивидуальные свойства личности или тела покойного. Курос никогда не был портретом какого-то конкретного индивидуума. К примеру, один из известных куросов служил надгробием Кроисосу (Kroisos), афинскому солдату, и на постаменте его написано: «Остановись и погорюй перед памятным камнем Кроисоса, теперь покойного». Древнегреческое слово «памятный камень» — sema, употреблённый здесь, показывает, что этот курос был символической репрезентацией воина, а не его портретом.

Черты индивидуальности стали появляться на куросах и корах лишь во время греко-персидских войн. Среди ранних примеров такого искусства — скульптурная группа «Гармодий и Аристогитон», созданная в Афинах ок. 500 г. до н.э.

Очевидно, тот же процесс происходил и в Этрурии. Там тоже мы наблюдаем постепенную замену статуй с миндалевидными глазами на более реалистичные изображения.

mosika_901_00001
Саркофаг Ларции Сеянти. Кьюзи, некрополь Поджо-делла-Мартинелла. II в. до н.э.

mosika_901_00001
Этрусский саркофаг римской эпохи

Я не думаю, что "этруски переняли данную манеру изображения человеческого лица у греков", как полагает автор статьи, Булат Мамлиев. Очевидно, традиция изображения покойников "безликими" или с масками вместо лица уходит во глубину веков и присуща многим средиземноморским и ближневосточным культурам. Мы можем даже верхнепалеолитических "венер" соотнести с этой традицией.

Кстати, в недавней статье "Безликая" уже высказывалось предположение о том, что, может быть, палеолитические "венеры" изображались без лица потому, что они, как и Персефона, были богинями подземного мира.

Или изображениями покойных матерей.

Tags: Кора, венеры, этруски
Subscribe

Posts from This Сommunity “этруски” Tag

  • Этруски и нурагийцы.

    В связи с предыдущей записью о происхождении кельтов появились новые мысли о происхождении этрусков. Как видно на карте, область расселения…

  • Проф. Зубов об этрусках.

    Проф. А. Зубов считает, что переселение этрусков из Восточного Средиземноморья в Западное произошло во время катастрофы Бронзового века. "После…

  • "Трофейная" богиня.

    Когда римляне осаждали чужой город, они совершали ритуальные моления и обращались к его божеству-покровителю, прося его перейти на их сторону и…

  • Не "цари", а деревенские "кулаки".

    "Традиция, зафиксированная Ливием, утверждает, что Рим в 753 г. до н. э. основал Ромул, потомок троянского Энея, сам — сын богини…

  • Ю. Эвола об этрусском матривлиянии.

    "...Этруски и во многом также сабиняне сохранили следы матриархата. В их надписях — как и на Крите — часто присутствуют указания…

  • Целомудренное мировоззрение этрусков.

    "Этруски не проводили чёткого антагонистического разделения Неба и Земли, Небесного и Загробного/Подземного мира. Всё мироздание рассматривалось…

  • "Похороните меня за плинтусом".

    Недавно в записи Толосы: жилые дома или гробницы? я высказывал своё удивление насчёт наразличимости домов и гробниц в халафской культуре. А вот что…

  • Этрусский храм.

    Об архаичности этрусской традиции свидетельствует тот факт, что, в отличие от греко-римских храмов, которые строились из известкового туфа или…

  • Мундус.

    Так назывался сакральный камень, который располагался в центре этрусского города, на пересечении двух главных улиц, где находился "регий",…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments