Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Осколки женского "жречества".

М. Л. Серяков в своей монографии "Богини славянского мира" (М. : Вече, 2014. С. 342) говорит, что "зарождение женского жречества следует отнести к эпохе каменного века, поскольку, как свидетельствуют археологические данные, именно женские знаки занимают центральное место в пещерном искусстве, и именно женщины исполняли экстатические музыкальные мистерии на верхнепалеолитической стоянке в Мезине [1]. О возникновении же в их среде иерархии говорит найденная в румынском Подури 21 змеевидная статуэтка, датируемая V тыс. до н.э.

1

Как предположила М.Г. Гимбутас, данный набор мог обозначать богиню-змею и её служительниц, образовываших постоянный конклав жриц".

Мне сильно не нравится это название - "жрицы", потому что слово жречество происходит от древнерусского «жьрѣти» (ст.‑слав. жрѣти) — «приносить в жертву» и «совершать жертвоприношение», однокоренное со словом «жертва». В этом смысле "жрицы" представляются бабами с топорами в руках, лихо рубящими головы животных. Такая "скотобойня" не имеет никакого отношеня к религии. Самопожертвование - да, имеет, но отрубание голов животным вместо самопожертвования - нет, не имеет. Здесь, в вопросе жертвоприношений, в язычестве накопилось колоссальное количество извращений, но Иисус Христос слил всё это дерьмо из "авгиевых конюшен", указав, что Путь спасения есть путь самопожертвования, путь несения креста своего.


Ну да ладно, за неименеем более подходящих слов, будем пользоваться тем, что есть. Жрицы - так жрицы...

Конечно, чрезвычайно затруднительно провести связующую линию от шаманок палеолита до русских ведьм. Слишком мало исторических свидетельств. Можно лишь отметить какие-то фрагменты предания, из которых, по мере их накопления, могла бы выстроиться дорожка, уходящая во глубину веков. Собственно, Серяков тем и занимается, что выкладывает разрозненные исторические сообщения о женском "жречестве" у славян.

Начинает он с одной украинской байки, в которой, как в кривом зеркале, отразилась вся вековая борьба патриархата с матриархатом: «Было село (рассказывают в Черниговской губернии) в котором проживало до тысячи ведьм; то и дело крали они святые звёзды и до того довели небо, что «ничим було свитить нашому гришному миру». Тогда бог послал святого Андрея (замена Перуна), который ударил своею палицею — и всё ведовское село провалилось сквозь землю...» [2].

Андрей ударил своею палицею... Кого - ударил? Ведьму? Интересно, что уже в эпоху верхнего палеолита навершие желза (палицы) изготавливалось в виде фаллоса.


Навершие жезла

Когда такою палицею Андрей бьёт ведьму по башке, это, конечно, смотрится эффектно, однако не очень убедительно. Неужели у Андрея не нашлось никаких иных аргументов против ведьм, кроме грубой силы?

Показательно сравнение в народной легенде колдунов и колдуний: «Шилиха — об ней будь сказано — была от всего света злеющая-презлеющая колдунья, только окаянная в то и жила, что добрых людей портила. Бывало, ни одна свадьба не пройдёт без того, чтобы Шилиха не испортила молодых иль-бо не сделала какой пакости хозяевам... Занимались в старину этим делом, нечего греха таить, и мужчины; но те делали всё-таки с пощадой; есть когда и заговорят, бывало, однако через некоторое время опять отговорят. Мужчина там какой бы ни был, а супротив женщины всё-таки имеет честь и совесть. А Шилиха, чтоб ей и в аду-то места не было, всё делала насмерть». Вместе с тем данная легенда отмечает, что колдун-мужчина проигрывает соревнование с Шилихой, оказывается в колдовском мастерстве всё-таки слабее её: «И мужчины- воржецы побаивались входить с нею в спор: всех, вишь, была она сильнее насчёт чертовщины» [3].

Говоря о древней матриархальной иерархии, Серяков обращается ко всякого рода домыслам: "О былом существовании иерархии говорит восточнославянское поверье о том, что на Лысой горе живёт старшая из ведьм, к которой обязаны являться все чародейки [4]. Отечественная сказка о Елене Премудрой, колесница которой запряжена шестью змеями, учащей колдуний «разным мудростям», также предполагает существование хотя бы первоначальной иерархии в виде учительницы—ученицы. Очевидно, что господствовавшее положение женской жреческой иерархии в управлении обществом было сломлено во время патриархальной революции, однако в той или иной форме остатки этой иерархии могли дожить и до эпохи христианизации".

"Духовный регламент Петра В. упоминает о свершавшемся в народе символическом обряде, в котором нельзя не признать обломка старинного языческого культа, хотя и подновлённого христианскою обстановкою. «Слышится (сказано в этом законодательном памятнике), что в Малой России в полку стародубском в день уречённый праздничный водят жонку простовласую, под именем Пятницы, а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдаёт народ с дары и со упованием некия пользы» [5]. В более позднюю эпоху случаи обожествления живых «христов» и «богородиц» были отмечены в некоторых народных сектах. Об устойчивости этой сектантской традиции говорит то, что в Чебоксарах ещё в 1930 г. схватили ходивших по деревням «христа» и «богородицу» [6]."
­

Было и такое, что не только били палицею по башке, но и насмерть убивали. Например, в 1411 г. псковичи сожгли двенадцать вещих жёнок, как о том свидетельствует
2-ая Псковская летопись: "Того же лета псковичи сожгоша 12 жонке вещих". Год 6919 или 1411 по нашему летоисчислению.

Сожгли 12 жонок
-------------------------------------------------------------------------------------------
[1] О Мезинской стоянке см.:
Древнейший набор музыкальных инструментов и О лунном календаре.
[2] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. З.М., 1869. С. 455.
[3] Библиотека русского фольклора. Народная проза. М., 1992. С. 375—376.
[4] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.З. М., 1869. С. 471,478.
[5] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 241.
[6] Маторин Н. Женское божество в православном культе. Пятница-богородица. М., 1931. С. 11.

Tags: жречество
Subscribe

Posts from This Сommunity “жречество” Tag

  • Крито-минойские "галлы"?

    На стороне А саркофага из Агия Триады изображён мужчина-лирист (т. е. музыкант, играющий на лире), в стандартном одеянии жрицы, позади двух жриц,…

  • Горные святилища Крита.

    Автор блога The Stream of Time говорит, что " религиозный пантеон периода Старых дворцов сложился естественным образом из местных традиций…

  • О женском священстве (5).

    Продолжение. Начало см. в " О женском священстве" и О женском священстве (2), О женском священстве (3) и О женском священстве (4).…

  • "Цари"-жрецы Кибелы.

    Про Монтана, основоположника раннехристианского движения монтанистов, рассказывают, будто он был жрецом Кибелы до своего обращения в христианство.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments