Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О символическом сходстве лабриса и беотийского щита.

На античной керамике VI–IV вв. до н.э. т.н. беотийский восьмёркообразный щит изображается в руках сражающейся Афины. Амазонок на вазах изображают с такими щитами на протяжении всего периода от VI до IV вв. до н.э.

В связи с этим возникает вопрос о символической связи беотийского щита с лабрисом, тем более что лабрис также изображается как священное оружие амазонок.

Рассмотрим некоторые артефакты, которые могут свидетельствовать о том, что в архаической древности такая связь имела место быть в бассейне Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в Месопотамии и далее - вплоть до долины реки Инд.


mosika_901_00001
Бусина из горного хрусталя из The Metropolitan Museum of Art, инв.ном. 26.31.404, не ранее 1850–1450 гг. до н.э.


mosika_901_00001
Минойский золотой перстень с лазуритовыми вставками с о-ва Эгина 1850–1550 гг. до н.э., The British Museum, London, инв.ном. 1892,0520.4.

mosika_901_00001
Золотой перстень из акрополя Микен 1580–1430 гг. до н.э., прорисовка. Здесь, судя по всему, изображён какой-то религиозный ритуал, женщина (богиня?), сидящая по фиговым (?) деревом с тремя маками в руке, в центре композиции изображён лабрис, а слева вверху мы видим, как бы вдали, в небе, изображение какой-то фигуры (мужчины?), прикрытой восьмёркообразным беотийским щитом, с какой-то палочкой (копьём?) в левой руке. Стоит обратить внимание на сочетание лабриса и щита на одном перстне.

mosika_901_00001
Минойская гематитовая печать, о-в Крит, 1450–1300 гг. до н.э., The British Museum, London, инв.ном. 1873,1022.3. Здесь, по-видимому, изображён неудачный акробатический прыжок через быка во время исполнения ритуала таврокатапсий, и, в центре композиции, мы видим символическое изображение беотийского щита. Точно так же изображается лабрис, когда, по ситуации, человек находится в предсмертном, или околосмертном, "переходном", состоянии.

mosika_901_00001Золотое ожерелье из Энкоми (округ Фамагуста, Кипр) 1400–1200 гг. до н.э. из The British Museum, London, инв.ном. 1897,0401.604. Очевидно, восьмёркообразная форма, как проекция Богини Матери, обладала защитными функциями, и поэтому использовалась во всякого рода амулетах.

mosika_901_00001
Фрагмент.

mosika_901_00001
Кратер геометрического стиля VIII в. до н.э., The Archaeological Museum of Thebes (Αρχαιολογικό Μουσείο Θηβών), деталь. Опять мы видим сочетание лабриса и щита на одном изображении.

mosika_901_00001
Кратер геометрического стиля, Аттика, 800–775 гг. до н.э., The Metropolitan Museum of Art (инв.ном. 34.11.2), деталь. Щиты, похожие на лабрисы. Вообще, восьмёркообразные щиты, судя по всему, считались в архаической Греции священным оружием, которого нет у варваров. И эта традиция перешла к грекам от критян.

mosika_901_00001
Фрагмент кратера, Дипилонский Мастер, Афины, Musée du Louvre (инв.ном. S523), 750–725 гг. до н.э. Здесь также мы видим сочетание беотийского щита и символических изображений лабриса.

mosika_901_00001

mosika_901_00001
Фрагменты аттического позднегеометрического кратера художника из школы Дипилонского Мастера 750–725 гг. до н.э. из Nicholson Museum, The University of Sydney, инв.ном. NM46.41. То же самое сочетание беотийского щита и символических изображений лабриса.

mosika_901_00001
Аттическая позднегеометрическая ойнохойя (кувшин для вина с одной ручкой) ок. 700 г. до н.э. из The Metropolitan Museum of Art, инв.ном. 12.198.1a, b. Что это - щит или лабрис?

mosika_901_00001
Аттическая чернофигурная тарелка вазописца Псиакса ок. 520 г. до н.э. из святилища Зевса в Олимпии из Antikensammlung der Staatlichen Museen zu Berlin, F 2099, деталь. На беотийском щите - изображение головы Медузы, что как бы намекает на то, что воин находится под защитой Родины - Матери.

mosika_901_00001

Аттическая чернофигурная амфора вазописца Антимена ок. 520 г. до н.э. из Вульчи (Этрурия) из Museo archeologico di Firenze, деталь. В классической Греции лабрис приобрёл едва узнаваемые формы.

mosika_901_00001
Серебряный диобол Копаиса (Κωπαΐς) в Беотии в 500–425 гг. до н.э., Münzkabinett der Staatlichen Museen zu Berlin, инв.ном. 18206852. Изображение беотийского щита сочетается с головой быка, так же как и лабрис.

mosika_901_00001
Серебряный денарий римского монетария Луция Процилия 80 г. до н.э., The British Museum, London, инв.ном. 1860,0328.166. А это, насколько я понимаю, Юнона Соспита ("Спасительница") во всеоружии.

Tags: лабрис
Subscribe

Posts from This Сommunity “лабрис” Tag

  • Козёл как сабститут быка.

    Автор блога Old European culture в статье " Iranian goat of rain" ("Иранский козёл дождя"), указывая на обложку книги,…

  • Золотой лабрис

    Двойной топор, найденный в «сакральной пещере» Аркалохори на острове Крит, изготовлен из тонкого листа золота, относится к позднему…

  • Лабрисы и половецкие бабы.

    Говоря о крито-минойской религии, мы приводили изображения святилищ в виде священного дерева с оградой. С другой стороны, на саркофаге из Агия Триады…

  • Воинствующая дева Анат.

    Семитская богиня Анат похожа на древнегреческую Артемиду, сестру-близнеца Аполлона. Также она похожа и на Исиду, сестру Осириса, коварно убитого…

  • Экскурс в Микены.

    Микенская цивилизация потому и называется цивилизацией, что греки-ахейцы приспособили под свои нужды многие достижения крито-минойской культуры.…

  • Лабрис и лилия.

    "Исследователи отмечают интересную связь между изображениями двойных топоров и лилий, часто сюжетно переплетённых на различных материальных…

  • О культе быка в Чатал-Хююке.

    Читая статью Е.Г. Вырщикова " Культ быка в ку л ьтуре Чатал-Хююк", я обратил внимание на нижеследующее изображение.…

  • Календарные аспекты лабриса.

    Dr. Jack Dempsey предполагает, что лабрис есть символ равенства дня и ночи: равноденствия. Ниже приведён пример лабриса "дворцового стиля"…

  • Снова возвращаясь к фигуркам из Stubline.

    Об антропоморфных фигурках из неолитического поселения Stubline культуры Винча уже говорилось в Игрушки-"солдатики" или терафимы?, К…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment