Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Матрилокальность была преобладающей в ранних австронезийских обществах.

Коллектив авторов (Fiona M Jordan, Russell D Gray, Simon J Greenhill and Ruth Mace) в статье "Matrilocal residence is ancestral in Austronesian societies" утверждает, что 5000 - 4500 лет назад матрилокальность была преобладающей в ранних австронезийских обществах. Напомним, что матрилокальность — социальный институт, при котором жених после заключения брака уходит жить в дом родителей невесты. Предполагается, что этот тип брачного поселения был изначально характерен для всех австронезийцев (Jordan 2009). В пользу этого свидетельствуют данные митохондриальной ДНК и Y-хромосомы, описывающие соответственно историю женского и мужского населения (Kayzer 2006). 96% митохондриальных вариантов полинезийцев имеют азиатское происхождение, а 60% Y-хромосомных вариантов в их генофонде представлено меланезийскими вариантами. Следовательно, ядро женского населения полинезийцев целиком сформировалось на основе генофонда азиатских переселенцев. Более половины мужского населения полинезийской популяции сложилось за счет вклада чужаков, в результате активного переселения женихов в полинезийские поселки из окружающих меланезийских общин.

Кстати, недавно в заметке Ами уже указывалось на то, что у ами на Тайване господствовал матриархат и что именно тайваньские аборигены осуществляли австронезийскую экспансию. Они распространились по всем Филиппинам и в конечном итоге мигрировали дальше на другие острова Юго-Восточной Азии, Микронезии, острова Меланезии, Полинезии и Мадагаскара.

В начале статьи авторы говорят о "виртуальной археологии", виртуальных раскопках древних обществ в пределах последних 10 000 тысяч лет на основе культурно-филогенетических исследований, которые сочетают в себе составление лингвистического "дерева" как модели развития общества наряду с изучением богатого этнографического материала. И, в качестве успешных примеров виртуальных раскопок, авторы рассказывают, как Holden и Mace (2003), исследуя общества банту, продемонстрировали, что патрилинейность появляется вместе с принятием пастушеского образа жизни, то есть матрилинейные общества поначалу приобретают коров и разводят их, а затем, по мере увеличения стад, "переключаются" на патрилинейные.

В настоящее время патрилокальная резиденция - где жена живёт с родом мужа - самый распространённый паттерн по всему миру, который имеет место примерно в 70 процентах обществ (Levinson и Malone 1980). Другие паттерны социального поведения представляют собой матрилокальность, где муж живёт с родственниками жены, и амбилокальность, где пара сама выбирает, с какими родственниками они будут проживать (Holy 1996). И, в частности, авторы приводят карту патрилокальных и матрилокальных обществ Океании.

карта
Figure 1. Map of the Pacific depicting locations of 135 Austronesian ethno-linguistic groups, colour-coded by their main residence pattern (blue circles, patrilocal; red circles, matrilocal; black circles, ambilocal). Outlines show the distribution of five high-order language subgroups, corresponding to groups indicated on phylogeny in figure 3.

В общем, синие кружки - это патрилокальные общества, красные - матрилокальные, а чёрные - амбилокальные.

На территории Евразии доминирует патрилокальная резиденция, в Африке имеются много строго-патрилокальных или строго-матрилокальных обществ (Murdock 1949; Goody 1976), а в Океании, среди австронезийцев, не только много амбилокальных обществ, но и в целом они имеют матрицентричную ориентацию. И авторы используют сравнительный метод восстановления языковых "деревьев" (a Bayesian Markov-chain Monte Carlo (MCMC) comparative method on language trees), для того чтобы восстановить первоначальный тип австронезийского общества.

В результате применения данного метода оказалось, что "ранние австронезийские общества были в основном матрилокальными, и что патрилокальность появлилась в ходе позднейшего развития в некоторых тайваньских обществах и в австронезийской языковой семье в целом" (early Austronesian societies were predominantly matrilocal, and that patrilocality was a later development in some Formosan (Taiwan) societies and the Austronesian family as a whole).

В общем, используя филогенетические сравнительные методы и проанализировав этнолингвистическую информацию из 135 обществ, авторы раскрыли социальную структуру народов, которые проживали более 5000 лет назад и представили единое филогенетическое "дерево" этих народов на следующей карте.


карта 2
Figure 3. Филогенетическая сводка 135 австронезийских языков. Красный цвет означает матрилокальную резиденцию, синий - патрилокальную, чёрный - амбилокальную.

Как видно, чем глубже мы погружаемся в древность, чем чаще мы видим "красные" матрилокальные общества. Авторы статьи высказывают предположение о том, что во многих случаях переход к патрилокальности осуществлялся под влиянием папуасско-меланезийского компонента, так как выявлен след выраженного миграционного потока от меланезийских популяций к полинезийским, который происходил через посредство мужского населения. Смешение с меланезийцами, согласно данным биоинформатического алгоритма ALDER, произошло 1200-1900 лет назад, т.е. уже после первичного заселения Океании носителями культуры Лапита. В геномах из древних останков австронезийцев совершенно отсутствует папуасско-меланезийская примесь (Scoglund 2016).

Здесь перед нами возникают два прелюбопытнейших вопроса.

Во-первых, если австронезийцы, носители культуры Лапита, оказываются очень близки с современным восточноазиатским населением, в частности, с китайцами, то можно ли предполагать матриархат и у древних китайцев?

Во-вторых, представляет большой интерес "австралийская контроверза". По наблюдениям этнографов, у австралийских аборигенов XlX века, ещё не затронутых влиянием западной цивилизации, было и патрилокальное, и матрилокальное проживание. Известно, что люди оказались в Австралии очень рано, едва ли не раньше чем в Европе, по крайней мере 45 тыс. лет назад они уже были там. Западная часть Океании была заселена общими предками австралийских аборигенов и папуасов не позднее 40 тыс. лет (O’Connell 2015). Обособление предков папуасов и меланезийцев от предков австралийских аборигенов и их выделение в самостоятельную группу произошло согласно полногеномным данным 40-25 тыс. лет назад (Malaspinas 2016). Интересно было бы заглянуть на 40 тыс. лет назад и увидеть тех первых аборигенов, которые заселили Австралию. Вовсе не факт, что те аборигены в культурном отношении находились на много ступеней ниже аборигенов XlX века. История полна примерами культурной деградации обществ.

Papua-22
Современные папуасы.


Tags: матрилокальность
Subscribe

Posts from This Сommunity “матрилокальность” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments