Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о китайском матриархате.

mosika_901_00001

Эти китайские иероглифы переводятся на русский язык словом "фамилия" (HSING). С правой стороны мы видим иероглиф, означающий "рождение". С левой стороны - иероглиф "женщина". Смысл в том, что "фамилия" есть "материнский род". Как объясняют этимологи, это происходит с тех времён, когда Китай был матриархальным обществом и дети именовались "по матери". То есть носили не отчество, а матчество. Даже сегодня около 20 % китайских фамилий имеют в себе женские корни [1]. Это означает, что если мы проследим смену поколений в роду на достаточно длинном отрезке времени, мы сможем увидеть в истории "переключение" на материнские родословия [2].

Dr. Needham предполагает, что в архаической древности на территории Китая проживали матриархальные племена, которые, как и в Старой Европе, занимались подсечно-огневым земледелием. На каком-то этапе у них там появилось поливное земледелие, связанное со строительством гидротехнических сооружений. Именно с ирригацией Dr. Needham связывает появление патриархального общества. Причём, не совсем понятно, что было раньше, курица или яйцо: то ли патриархат как ментальная система предшествовал появлению орошаемого земледелия, то ли гидротехнические работы привели к доминированию патриархальных отношений.

Кроме того, важно понимать, что матриархальные общины состояли даже не из племён, а из материнских родов, с сотнями различных языков и культурных традиций, тогда как патриархальное общество представляло собой хотя и небольшую, но гомогенную структуру, что-то типа племени или прото-нации. Понятно, что позднейшая социально-политическая общность "китайцев" завязалась именно на этой первоначальной структуре. Которая, подобно снежному кому, стала подминать под себя многочисленные, но разрозненные материнские роды. Очевидно, аналогичные процессы происходили в своё время и в Месопотамии, где шумеры взяли на себя роль "государственников", объединителей разрозненных носителей культуры Эль-Убейд.

Однако на "варварских" окраинах Поднебесной империи, где власть китайских мандаринов была нестабильной, ещё долго сохранялись матриархальные общества. Японский археолог Shikano Nakao связывает ранние стадии тайваньской культуры с аналогичными стадиями континентального Китая около 8000 лет назад [3]. И, насколько мы знаем, некоторые племена таваньских аборигенов сохранили матриархальные отношения до сего дня [4]. В японской социоэкономической структуре, вплоть до эпохи Мейдзи, сохранялось много матриархальных черт. В современной Японии на мостах, ведущих к храмам, можно увидеть столбики, которые являются расплывчатыми напоминаниями о древнем фаллосе «dosonjin», который раньше обозначал область мужского господства.


мост

Но отмечать область господства мужского пола имеет смысл лишь в том случае, если существовали территории с женским доминированием [5]. На юге Корейского полуострова, вдали от китайского посягательства, также сохранились матриархальные культуры. Племена орочей на севере Китая жили при "материнском праве". В горах Тибета мы имеем свидетельства матриархальных культур, доживших до нашего времени. И, вероятно, самым убедительным примером является крупнейшее нацменьшинство в Китае - народность мяо. Когда их дочери выходят замуж, матери вышивают им пояс, в котором "вшиты" все родственники по материнской линии.

мяо

Некоторые этнографы считают, основываясь на исторических хрониках, что именно мяо (хмонги) явились создателями такого способа выращивания сельскохозяйственных культур, как поливное земледелие. Но китайские мандарины отобрали у них их земли. Исторически мяо жили в районе реки Хуанхэ, однако гонения со стороны цинских властей стали причиной ряда восстаний в XVIII—XIX веках, подавление которых унесло жизни миллионов людей, и повлекли за собой массовую миграцию в южном направлении. Женщины у мяо очень предприимчивые. Их можно встретить практически повсюду, где и туристов: на рынках, у гостиниц и отелей. Они повсеместно торгуют своим товаром на тротуарах. Здесь же и занимаются производством — вышивают всегда и везде, даже на ходу! Мужчина является официальной главной семьи, однако реальной власти почти не имеет. Продажей и вышивкой занимается только женская половина и передают веками своё искусство от матери к дочерям. Мужчин на улицах днем вы не встретите — все они работают в полях. Разделение труда — интересная особенность уклада мяо. Всю тяжёлую работу делают мужчины, в том числе и по дому. Женщины занимаются детьми, домашним бытом, ткачеством и вышивкой. Качество их работ говорит само за себя — изделия пользуются большим спросом у туристов и сегодня приобретают известность и популярность во всём мире. Поэтому в некоторых районах мяо очень зажиточные люди, имеют большие дома в несколько этажей и даже дорогие внедорожники!
--------------------------------------------------------------------------------------
[1] Early China, 1983, p.341.
[2] Kwang-Chih Chang, 1968, p.163. A male was known by the name of his town or his SHIH, but a female was known by the name of her clan (during the Shang).
[3] Taiwan’s Indigenous Culture p.39
[4] Ibid., p.49.The Amis and Puyuma, and to a lesser degree Bunun and Tsou are usually categorised as Matrilineal: Blundell, 2000, p.207.
[5] Czaja, 1974, p. 30. Czaja’s book details many aspects of Japanese sexual relations through the ages which appear to argue a matrilinearchal society

Tags: Китай
Subscribe

Posts from This Сommunity “Китай” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments