Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Царевна-лебедь.

Очевидно, ворону исторически более поздних патриархальных культов соответствует лебедь матриархальных культов эпохи неолита. Мы уже касались темы лебедей в записях Лебеди: приносящие свет солнца и уносящие души покойников, В круге вечного возвращения и О символике души у древних критян. В этих записях мы акцентировали своё внимание на образе лебедя как психопомпа, "проводника" души человека в загробный мир. Но у лебедя, судя по всему, имелось и другое смысловое значение. А. П. Решетникова в своей статье "Образ животного-первопредка - иносказательный маркер "чужого"", говорит о том, что "образ орнитоантропоморфной прародительницы - лебеди - встречается не только у сохранивших мифы о ней эвенков, бурят, якутов, казахов, но и у тех европейских народов, в чьём фольклоре зафиксированы сказочные сюжеты вокруг "лебединого озера"." М. Л. Серяков в своей монографии "Богини славянского мира" говорит: "Следует также отметить, что в различных концах Старого Света подчёркивалось высокое положение девы-лебедя и восприятие её как дочери верховного божества. В Аравии было известно арабское представление о трёх богинях-лебедях как дочерях Аллаха" [1].

Речь идёт о лебеди как сакральном первопредке материнского рода. Позднейшие патриархальные роды считали ворона своим первопредком. Возможно, ворон заместил собой более древний образ лебедя. То, что культ лебедя уходит своими корнями в эпоху каменного века, доказывает изображение этой птицы в захоронении, найденном в сибирском посёлке Мальта. Радиоуглеродный анализ показал, что на данной стоянке люди жили 14 750 лет назад. То, что изображение лебедя было найдено в захоронении, указывает на связь этой птицы с погребальным обрядом эпохи палеолита. Следует также отметить явное господство матриархальных представлений у жителей данного поселения: в Мальте и находящейся неподалёку Бурети было найдено около 40 статуэток, большая часть которых изображает «венер» палеолита.

Интересно, что непосредственно связана с лебедью героиня известной сказки «Царевна-лягушка»: «Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жёны старших царевичей увидали её хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. (...) Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил её на большом огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась — нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу: «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно» [2].

Наверно, в мифах эпохи неолита имелась страна Лебедия. Она находилась где-то далеко, "за тридевять земель", и дорогу туда знали только лебеди. В русской сказке именно гуси-лебеди похищают мальчика и уносят его к бабе-яге, фактически в страну смерти. Саамские шаманы на спине волшебного лебедя Сайво-лодде переносились «в таинственное царство, где они узнавали то, что спрятано от простых смертных». "Свободно перемещаясь между земным и потусторонним миром, не зная преград между тремя уровнями мироздания, эта водоплавающая птица видит и, соответственно, знает всё или почти всё во вселенной. В силу этого с образом лебедя человеческое сознание соотнесло не только неразрывную связь женского начала с жизнью и смертью, но и воплотило в этом женском архетипе понятие мудрости, естественным образом сочетающейся с белоснежной красотой".


Врубель. Царевна Лебедь

-------------------------------------------------------------------------------
[1] Коллинз Э. Мистерия созвездия Лебедя. М., 2008. С. 41.
[2] Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Т. 2. М., 1985. С. 266.

Tags: птицы
Subscribe

Posts from This Сommunity “птицы” Tag

  • Про Онежские петроглифы.

    Любопытно взглянуть на карту расположения Онежских петроглифов. Все наскальные изображения были когда-то изготовлены либо на островах, либо на…

  • О культе водоплавающей птицы.

    Около четырнадцати тысяч лет назад Великое Валдайское оледенение начало своё отступление. Племена древних охотников, следуя за отступившим…

  • Грифы Чатал-Хююка.

    Источник картинки. Мало кому нравятся падальщики-грифы. Этих хищников издавна считают самыми отвратительными птицами на свете, поскольку их…

  • Лабрисы и половецкие бабы.

    Говоря о крито-минойской религии, мы приводили изображения святилищ в виде священного дерева с оградой. С другой стороны, на саркофаге из Агия Триады…

  • Гуси-лебеди.

    Я уже касался темы лебедей в записях Лебеди: приносящие свет солнца и уносящие души покойников, В круге вечного возвращения и О символике души у…

  • Крито-минойские голуби.

    О голубках богини Анат уже говорилось в нашем сообществе. Птицы вообще, и голуби в частности, указывают на религию божественного…

  • "Совиноглазая" богиня.

    "Глазастая" богиня в Альмерийской культуре. О. Кроуфорд, посвятивший специальное исследование этой богине, предположил, что образом…

  • Бестиарий Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что…

  • Матриархальные основания античного храма.

    С. К. Чураков в статье " К истории возникновения античного храма" пишет: " Ряд дошедших до нас изображений позволяет говорить о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments