Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Материнский род у аканов.

Многие народы тропической Африки сохранили традиционное общественное устройство, и мы, присматриваясь к их социальной организации, можем глубже понять, что такое род.

У западноафриканских аканов (ашантийцы, фантийцы, ачемцы, аквапимцы и др.) род состоит из трёх "кругов" - абусуапон, абусуа и яфуну, которые представляют собой, по сути, подразделения матрилинейной родовой организации.

Рассмотрим подробнее весьма репрезентативный аканский материал, как он представлен у В. А. Попова в его статье "КОНЦЕПТЫ «РОД» И «РОДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»: ОПЫТ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ДЕФИНИЦИЙ".


Акан
Источник картинки.

Абусуапон – это экзогамное, нелокализованное подразделение, объединяющее кровных родственников, которые ведут своё происхождение от реальной или мифической прародительницы. Слово абусуа – синоним моджа («кровь»); у ашантийцев есть даже пословица: «Одна абусуа – одна кровь». Членами абусуапон являлись все кровные родственники по материнской линии, и членство это не могло быть утеряно. Исключение составляли только те, кто был отлучён от абусуапон. Правило экзогамии соблюдалось очень строго, и брак между членами одной абусуапон считался инцестуальным. В прошлом нарушители экзогамии наказывались смертью, ныне ограничиваются отлучением и принесением в жертву овцы.

Каждая абусуапон имеет своё название, девиз и тотем или несколько тотемов. Тотемом обычно служит какое-нибудь животное (леопард, лиса, дикий кот, собака, буйвол и др.), птица (попугай, сокол, гриф, ворона), рыба, пресмыкающееся (лягушка, красная змея), растение (плантен, стебель кукурузы) и даже пальмовое масло и красная глина. Эпоним запрещалось убивать и употреблять в пищу, следовало также стараться всячески избегать встречи с ним.

Все члены одной абусуапон, как живые, так и умершие (предки), обладали одинаковыми правами и обязанностями. Oни несли коллективную ответственность за преступления и долги друг друга, имели право пользования землями, принадлежащими их абусуапон. Они также должны были придерживаться определённых норм поведения. Идеологическое единство членов одной абусуапон проявлялось также в некоторых обрядах и в общем культе предков.

Таким образом, основными компонентами абусуапон являются несколько поколений родственников (живых и умерших), связанных между собой экзогамией и матрилинейным счётом родства, а также одинаковыми правами и обязанностями, общим культом, обрядностью и символикой (имя, тотем, девиз), т.е. корпоративностью.

Каждая абусуапон состояла из локализованных сегментов – абусуа [1], включавших в себя родственников по материнской линии, которые прослеживали свою генеалогию в среднем на 4–5 поколений к одной прародительнице. Они часто называют себя потомками конкретной прародительницы, но особых названий у абусуа нет.

Абусуа представляла собой реальный коллектив людей, который имел свою землю, постройки, орудия труда, праздничную и церемониальную одежду, различные украшения и другие ценности. Все члены абусуа несли коллективную ответственность за поступки друг друга, а отказ в доверии и поддержке кому-либо из членов абусуа считался большим наказанием и применялся только как чрезвычайная мера. Одним из наиболее ярких выражений единства и солидарности членов одной абусуа были похороны умершего члена. В течение этой церемонии они соблюдали траурные табу и поровну оплачивали все расходы. У фантийцев в связи с этим есть соответствующая поговорка: «Члены абусуа – это те, кто делит затраты на похороны» (Christensen 1954: 20). Каждая абусуа имела своё кладбище или особое место на общем кладбище селения.

Во главе абусуа стоял абусуапанин (панин «старший»), которого пожизненно выбирали на общем собрании всех членов. Абусуапанин руководил хозяйственной, бытовой и ритуальной деятельностью своей абусуа. Он являлся хранителем и распорядителем земель и другой собственности, организатором совместных мероприятий (похорон, праздников), арбитром в спорах между членами абусуа, а также представлял интересы своей абусуа в совете старейшин деревенской общины, в который входили главы всех её абусуа. Как представитель прародителей, он совершал ритуалы, связанные с почитанием предков, которые считаются настоящими хозяевами земли и гарантами благосостояния живущих членов абусуа. Управлял абусуапанин, советуясь со старейшими членами своей абусуа, а главной его помощницей была обаапанин (как правило, сестра абусуапанин), в функции которой входило руководство делами женской части абусуа (браки, разводы, роды и т.д.).

Каждая абусуа состояла из нескольких яфуну (букв. «чрево») – групп матрилинейных родственников, прямых потомков (во втором – третьем поколении) одной женщины или группы женских сиблингов. Яфуну являлся именно тем сегментом абусуапон, который непосредственно распоряжался землёй, принадлежавшей всей абусуапон. Именно в яфуну реализовывались все права и обязанности членов абусуа.

Краткое рассмотрение структуры и функций абусуапон, абусуа и яфуну показывает, что эти социальные институты вполне можно рассматривать как три ступени в иерархии матрилинейной родовой организации, или родовой системы.

В отечественной литературе имеется две схемы синхронного иерархического соподчинения родовых институтов или, в терминах Д.А. Ольдерогге, линии родовых структур. Сам Ольдерогге предложил следующую схему: гpyппa родов – род – подразделение рода – ядро домохозяйства (большой семьи). Н.А. Бутинов выделяет следующие ступени родовой иерархии: клан сиб (субклан) – род (матри / патрилиния, или линидж). Ранее он различал род и малый род, или патри / матри / амбилинию.

Родовые институты аканов соответствуют следующим ступеням в этих иерархиях: абусуапон – род / клан; абусуа – подразделение рода / сиба (субклан); яфуну – ядро домохозяйства (большой семьи) / род (линидж).

Иерархия Д.А. Ольдерогге отражает представление о разделении первичного большого рода на составные части по схеме: род – подрод – подподрод. Иерархия Н.А. Бутинова фиксирует процесс роста первичного рода в противоположном направлении: род – надрод – наднадрод. Поэтому в первом случае род – это самая первая (высшая) ступень в иерархии родовых институтов, а во втором – последняя (низшая). Однако аканский материал (прежде всего, семантика слов, обозначающих отдельные ступени в иерархии аканских родовых институтов) не совсем соответствует двум прямо противоположным трактовкам механизма возникновения иерархии родовых институтов. Логика языка подсказывает следующее, по сути компромиссное решение проблемы: абусуа – род, абусуапон – надрод, яфуну – подрод.

То есть, родовое устройство общества не соответствует нашим представлениям об иерархии как "вертикали власти". Абусуапон не возвышается над абусуа, как Москва над Урюпинском или как государство над семьёй
Ивановых. Потому-то первым условием появления государства является разрушение традиционного родового строя. По сути, государство становится "надродом", а все подданные государя - "подродом", сам же род и родовое самоуправление при этом исчезают.

Если попытаться реконструировать род в современных нашенских реалиях, то подроду соответствует собрание родных и двоюродных (может быть ещё и троюродных, если они "знаются" между собой) братьев и сестёр, дядей и тёток с племянниками и племянницами. Все они происходят от одной бабки по матери. Род уже никак не восстановить, потому что для рода необходим общий тотем, а его взять неоткуда. Но можно провести умственный эксперимент и представить одну деревню, например, "квасниками" (квас - их тотем), а другую, соседнюю деревню - "молочниками". "Квасники" ищут себе невест в деревне "молочников", а "молочники" - в деревне "квасников", потому что сексуальное общение "молочника" с "молочницей" - это инцест. Ну а надрод, в таком случае, это будет нечто в роде казачьего "круга", на котором все собираются для выборов атамана деревни и для принятия всех важных решений. 


-------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Формант пон (бан), имеющийся в слове абусуапон, означает «куча, набор вещей». Он добавляется, как правило, тогда, когда необходимо противопоставить абусуапон её сегменту – абусуа.

Tags: Африка, род, экзогамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “род” Tag

  • Матрилинейность у приматов и гоминид.

    Г. П. Удалова в статье "Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект)" ( Теория и методология архаики. Лидерство в архаике :…

  • Исход из родовой жизни.

    "Важно обратить внимание на то, что Яхве постоянно требует от своего народа, чтобы он выходил из того места, где был укоренён в родовой жизни:…

  • Про “Этнографический атлас” Мёрдока.

    Светлана Александровна Боринская и Андрей Витальевич Коротаев сообщают в статье " Алгебра и гармония социальных структур": "Дж.…

  • Родовое капище кетов.

    Холай — мольбища у кетов. Они располагались на берегу, в низовьях рек, реже у озера. Сюда собирались семьи родственников, живущих на отдалённых…

  • Максим Горький о женщинах эпохи палеолита.

    Максима Горький в статье "О женщине" говорит: "Мне лично кажется, что необходимо написать «Историю женщины» и что план…

  • Ю.А. Зеремская о матери и материнском роде.

    Ю.А. Зеремская в статье ПОНЯТИЕ «МАТЬ» В СЕЛЬКУПСКОМ ЯЗЫКЕ сообщает: "Род является экзогамной группой, между членами которой…

  • Особенности наследования власти в Древнем Риме.

    Л. Е. Руднева и А. Л. Панищев затронули тему наследования власти в статье "ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПЕРИОДА ЦАРЕЙ В…

  • Загадка экзогамии.

    В продолжение предыдущего поста, Ю. М. Бородай в своей монографии "Эротика—смерть—табу: трагедия человеческого сознания"…

  • Родовой дом.

    Там, где существовал материнский род, все члены этого рода могли проживать в одном большом доме. Такое жилище представляло собой огромный шалаш,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments